Накрыли зонтиком

27 декабря 2007

С декабря 2007 года услуги компании продвигаются по всей стране под зонтичным брендом «СТРИМ», который до сих пор использовался только на территории Москвы. Под маркой «СТРИМ» продавались услуги широкополосного интернет-доступа, а под брендом «СТРИМ-ТВ» - кабельное ТВ и IPTV.

Прежде всего ребрендинг касается региональных рынков, где СММ в последние годы активно скупала местные кабельные телекомпании. В их модернизацию было вложено немало средств, что позволило расширить число каналов и обеспечить абонентам доступ в интернет. Представители СММ в 38 российских городах уже предлагают интернет и платное ТВ, теперь они перейдут на бренды «СТРИМ-Интернет» и «СТРИМ-ТВ» соответственно. Кроме того, их ждет реорганизация - все региональные «дочки» компании будут постепенно преобразованы в филиалы.

В дальнейшем под брендом «СТРИМ» в регионах будут появляться и новые сервисы, которые сейчас эксплуатируются только в столице, - IPTV и цифровое мобильное ТВ в формате DVB-H (пока работает в тестовом режиме). IPTV позволит абонентам гибко настраивать сетку вещания, использовать сервисы типа «Видео по запросу» и смотреть телепередачи в высоком разрешении (HDTV). Мобильное ТВ, адресованное владельцам «продвинутых» сотовых телефонов, будет предлагать адаптированные для этих устройств телеканалы. Пробные запуски сервисов за пределами Москвы состоятся в первом квартале 2008 года. За год компания рассчитывает запустить IPTV в нескольких городах-миллионниках, а мобильное ТВ - в 15-17 регионах.

Жизнь по линейке

Одна из задач регионального развития СММ - унификация пакетов услуг. Сейчас, конечно, важнее закрепиться по всей стране под единым брендом. И это само по себе непросто, учитывая, что многие региональные операторы уже успели создать узнаваемые локальные бренды. По оценкам экспертов рынка, на ребрендинг и продвижение марки СММ может потратить не менее 10 млн долларов, но в перспективе эти вложения окупятся, так как единый федеральный бренд позволит заметно сократить затраты на рекламу и маркетинг.

Но вопрос об унифицированной линейке продуктов рано или поздно встанет перед компанией. Сложно управлять большой сетью, не объединенной ничем кроме общей марки. А сейчас именно так - под брендом «СТРИМ» в каждом регионе будут продаваться свой набор телеканалов и своя линейка тарифов на интернет-доступ. Унифицировать их административным решением не получится: региональные активы СММ отличаются друг от друга, в том числе пропускной способностью сетей.

Унификация будет происходить по мере модернизации оборудования, отмечает директор департамента общественных связей СММ Хабиб Абдуллаев. Этому поможет, в частности, «достройка» до технологии IPTV. Однако унификация пакетов не является самоцелью. Покупательная способность населения различается, конкурентная ситуация тоже разная, поэтому услуги в регионах будут отличаться и по ценам, и по составу (скорость интернета, набор каналов). Но, вероятно, базовые пакеты будут все-таки едиными по всей стране.

Сказал два - скажи и три

Директор по медиа- и ТВ-проектам исследовательской компании J'son & Partners Роберт Меликсетян считает ребрендинг СММ своевременным шагом. Возможно, компания даже немного запоздала с этим, ведь, например, в Москве «СТРИМ» уже утрачивает позицию абсолютного лидера, которую он имел года два назад. А московские игроки «Национальные кабельные сети», «Корбина-Телеком», Golden Telecom, «Ренова-Медиа» активно идут в регионы, где к тому же работают сильные межрегиональные компании - «Мультирегион», «Эр-Телеком». Бренды в сфере кабельного ТВ и интернета на национальном уровне пока не продвигаются («СТРИМ» - скорее исключение), но вскоре конкуренты займутся и этим.

Другое дело - насколько далеко СММ продвинется, предлагая более инновационные и дорогие услуги IPTV и мобильного ТВ. Много платить за просмотр телевидения россияне, особенно жители регионов, не привыкли, к тому же вопрос упирается в цену абонентских устройств. Скажем, телефоны, способные принимать формат DVB-H, стоят сегодня от 500 долларов. Впрочем, в СММ уверены, что проблема решаема. Инновации на потребительских рынках часто начинаются с премиального сегмента, но цены на услуги и устройства быстро падают. Роберт Меликсетян согласен, что IPTV и мобильное ТВ - услуги весьма перспективные, но это вопрос времени: по мнению аналитика, реальный спрос на них возникнет года через два.

Впрочем, ребрендинг в любом случае поможет продавать как существующие сервисы, так и новые услуги, включая, например, телефонию. В США уже идет настоящая война между кабельщиками и телекоммуникационными компаниями, которые уже потратили на внедрение модели triple play (интернет, ТВ, телефония), около 80 млрд долларов. Скоро борьба развернется между российскими провайдерами, и бренды будут играть в ней не последнюю роль.

Источник: Антон Шириков
"Эксперт".