«Я знаю, что трачу половину денег на рекламу впустую,
но не знаю, какую именно половину».
Джон Ванамакера.
«Один миллион, вложенный в эффективную рекламу, продает больше,
чем десять миллионов, вложенных в неэффективную рекламу...
Плохая реклама может и совсем отпугнуть покупателя».
Дэвид Огилви
Эффективность рекламы - сила воздействия рекламы на потребителей. Измеряется соотношением рекламных затрат и увеличения объемов продаж, точное измерение невозможно, т.к. помимо рекламы (правильного определения целей и задач рекламы, знания конкурентов и целевой аудитории, креатива, охвата, частоты охвата и медиапланирования) на процесс продаж влияет масса других факторов.Анализ эффективности рекламы сводится к решению нескольких задач:
- Определение вклада рекламы в сбыт предприятия и вообще ее необходимости;
- Оценка целесообразности сохранения (увеличения, уменьшения) рекламного бюджета;
- Контроль эффективности отдельных рекламных мероприятий и рекламной кампании в целом;
Показатели эффективности (критерии эффективности) рекламы:
Ширина эффективности рекламы - скольких людей "охватила" реклама. Зависит от количества задействованных рекламоносителей (и их охвата), частоты охвата (интенсивность рекламной кампании), длительности рекламной кампании, объема одного рекламного сообщения.Глубина эффективности рекламы - информационная (коммуникативная) эффективность рекламы - как часто людей "охватила" реклама и насколько качественно подействовала. Показатели эффективности рекламной кампании - узнаваемость рекламы, запоминаемость рекламы (способность вспомнить рекламу), уровень побудительности (убедительность), влияние на покупательское поведение.Уровни влияния рекламы: 1 | Когнитивный уровень | Изменение знаний о фирме её товарах и услугах. |
---|
2 | Аффективный уровень | Формирование позитивного отношения к производителю. |
---|
3 | Побуждающий уровень | Формирование позитивного отношения к производителю.Потребительское поведение (повышается вероятность выбора рекламируемой марки). Формирование намерений вступить в контакт с фирмой, приобрести её товар. |
---|
Психологическая эффективность рекламы -- Способность сообщения формировать повышенные ожидания к товару (важнее, чем формирование осведомленности о марке).
- Уровень идентификации (эффект "отнесения к себе"). Уровень понимания рекламного сообщения и соответственно его лучшего запоминания зависит от степени его идентификации, т.е. определяется уровнем его восприятия покупателем, как предназначенного непосредственно ему или людям, знакомым и понятным ему.
- Эстетические характеристики сообщения – рекламный материал должен быть понятен, вызывать доверие, "нравиться" зрителю, чтобы у него не было дополнительного стимула переключить канал или радиостанцию, быстрее перевернуть страницу в журнале или отвернуться от рекламного щита.
Экономическая эффективность рекламной кампании определяется соотношением между результатом, полученным от рекламы, и вложенными средствами на ее реализацию за определенный промежуток времени.Этапы и методы управления эффективностью рекламы
(пути повышения эффективности):
- Бенчмаркинг – базис эффективности рекламы и стартовая оценка эффективности предыдущей рекламной деятельности. Проведите опрос среди тех, на кого будет ориентирована ваша рекламная кампания, попросив их рассказать вам, что они знают (или считают фактом) о вашей компании. Цель бенчмаркинга – выявить степень знания и стереотипы потребителей относительно вашей компании и ее товаров (услуг), т.е. текущее положение дел (что "проседает" из направлений деятельности и почему). Вся дальнейшая реклама должна строиться на поддержке или преодолении этих стереотипов!!!
- Грамотная разработка рекламной кампании – от целевой аудитории, целей рекламы до креатива (см. предыдущие 11 шагов).
- Претест - предварительный прогноз эффективности воздействия созданного варианта рекламного объявления. "Карта восприятия" - метод тестирования рекламы, основанный на прямой оценке респондентами наличия или отсутствия значимых потребительских характеристик у исследуемого товара. Оценка дается потребителем после ознакомления с тем или иным стимульным материалом, касающимся товара (название, логотип, дизайн упаковки, рекламное сообщение и др.). По факту опроса респондентов по анкете проводится статистическая обработка первичных данных с целью получения оценки товара по значимым для потребителя факторам выбора. В результате исследования определяются индексы привлечения непроизвольного внимания, привлекательности и запоминаемости рекламного объявления. Метод измерения запоминаемости рекламы, который базируется на трех составляющих: "спонтанное воспоминание" - реклама вспоминается при упоминании категории товара (например, категория "стиральные порошки", товар - "Тайд"); "воспоминание при предъявлении товара" - реклама вспоминается после произнесения названия конкретного товара или его демонстрации; "воспоминания после пересказа рекламы". Сумма этих трех показателей составляет долю целевой аудитории, которая вспомнила рекламное сообщение. Причем смотрят, как показатели соотносятся между собой.
где Х 1i - количество потребителей, вспомнивших о рекламе спонтанно, )Х 2i - количество потребителей, вспомнивших о рекламе после предъявлении рекламируемой марки, )Х 3i - количество потребителей, вспомнивших рекламу после пересказа ее содержания, YК 1i, К 2i, К 3i, - используются в случае, когда потребитель называет несколько конкурентных марок одновременно и необходимо определить их вес с точки зрения потребительских предпочтений. - Замеры эффективности отдельных рекламоносителей. Опрос клиентов о источнике информации о компании и составление отчета. В любом случае результаты будут приблизительными, т.к. потребители зачастую не помнят, путают источник информации или называют последний, а не первый увиденный (услышанный) рекламоноситель. Например, потребитель узнал о компании из видеоролика, непосредственно перед покупкой он выбрал компанию в интернете, а назовет источником информации штендер, увиденный у магазина.
- Критерии оценки экономической эффективности рекламы:
- Количество новых покупателей;
- Удержание старых покупателей (часто недооценивается);
- Коэффициент перехода от посетителей к покупателям;
- Средняя сумма покупок;
- Из таблицы видно, что рекламная активность:
- принесла незначительно больше посетителей – только на 50 человек больше,
- однако резко повысился коэффициент перехода от посещения к покупкам – с 29 до 42Y
- Численностью рекламной аудитории и затраты на рекламу. Для количественной оценки эффективности рекомендуются методы СРМ (издержки на тысячу) и СРК (издержки на рейтинговый пункт).
- Финансовая эффективность рекламы (формула расчета эффективности рекламы):
где Э — экономический эффект рекламирования; Тд — дополнительный товарооборот под воздействием рекламы; Нт — торговая надбавка на товар (в C цене реализации); Uр — расходы на рекламу; Uд — дополнительные расходы по приросту товарооборота. - Исследование эффективности рекламы "по следам" рекламной кампании, среди той же самой аудитории, которая участвовала в бенчмаркинговом исследовании. Совсем не обязательно беседовать с теми же самыми людьми, но важно поговорить с тем же типом людей, которые, по вашему мнению, будут затронуты рекламой. В этом исследовании будут получены ответы на те же вопросы, что и в бенчмаркинге, и, таким образом, полученные результаты можно будет сравнить.
- Пост-тест - анализ эффективности рекламного сообщения, предназначенный для исследования того, достигла ли реклама поставленной цели и какие выводы можно извлечь из проведенной рекламной кампании. На практике наиболее распространенным критерием является запоминание рекламы (или услуги). Среди других часто отслеживаемых измерений - знание элементов рекламы, осведомленность, рейтинг имиджа, предпочтение вашей компании.
Законы эффективности рекламы:
Спонтанная эффективность рекламы. При всех прочих равных условиях одна и та же реклама может сработать, а может и нет, т.к. на ее эффективность влияют множество неподдающихся исследованию факторов (спонтанные переходы потребителей от одного рекламоносителя к другому, контент конкретного номера или программы, количество конкурентов в рекламоносителе, погода, настроение потребителей и пр.). Точный источник эффективности выявить невозможно! Так, по результатам одного исследования, интервьюеры стояли сразу за рекламным щитом и спрашивали прохожих, какая реклама там изображена – 60Dюдей называли рекламу, которой там нет, а 30Fе могли вспомнить!Кумулятивный (отложенный) эффект рекламы - воздействие рекламы имеет латентный (скрытый) период и свойство накапливаться и проявляться не сразу, а при достижении количественного и качественного критического порога (запоминаемости, узнаваемости, охвата аудитории и пр.). Рекламе необходимо время, чтобы повлиять на сознание и подтолкнуть к действию. В среднем такой промежуток времени принимается равным 10-12 месяцам.Синергетический эффект рекламы (усиление эффекта по принципу геометрической прогрессии) – реклама работает по принципу 1 1=3. Основные факторы, влияющие на синергетику – время воздействия, охват целевой аудитории, частота охвата (повторы).Комбинаторный эффект рекламы - на эффективность рекламы влияет околорекламный контекст: мнение друзей и знакомых, информационные материалы в СМИ, информация из общественных источников, советы продавцов.
Факторы, влияющие на эффективность рекламы:
- Обстановка, реально окружающая рекламу.
- Рекламная деятельность конкурентов.
- Сезонность (обогреватели в июльскую жару не идут даже при очень приличной рекламной поддержке).
- Погода.
- Цена.
- Ассортимент.
- Сфера деятельности компании.
- Влияние предыдущей рекламной кампании.
- Инерция покупательского поведения.
- Инфляционные ожидания потребителей.
- Доступность товара или услуги для потребителя.
- Насыщенность рынка.
- Стоимость рекламы.
- Платежеспособность спроса.
- Мода.
- Другие факторы…
Сложности повышения эффективности рекламы:
- Быстрый эффект забывания рекламы (через 4 недели).
- Реакции потребителя на рекламу в условиях реального контакта и на ту же рекламу, но в помещении, при проведении исследований, построенных по типу фокус-групп, совершенно разные. Секрет в том, что состояние потребителя очень сильно меняется. Следовательно, меняются и фильтры восприятия информации, соответственно, и рекламное сообщение воспринимается иначе.
- Выбирать для проверки респондентов, как можно более соответствующих портрету потребителя, что на практике не всегда доступно.
- "Ложноотрицательные" результаты (исключение потенциально эффективных материалов) и "ложноположительные" результаты (включение неэффективных материалов). Связано это с тем, что при проведении исследования людей знакомят с вариантами "принудительно".
- Практически невозможно оценить имидживую кампанию, в результате которой никто не обратился, но многие запомнили торговую марку и впоследствии стали клиентами.
- Клиенты далеко не всегда горят желанием рассказать вам, что у вас на самом деле не так. Это связано с таким психологическим явлением, как "стремление избегать конфронтации".
- Структура рекламного бюджета у большинства предприятий очень сильно меняется по месяцам: как можно сравнивать эффективность рекламы двух месяцев, когда в первом половина всех рекламных затрат ушла на изготовление нового буклета, а во втором их треть «сожрал» готовящийся видеоролик, а его размещение пойдет только в следующем месяце?
Типичные причины низкой эффективности рекламы:
- Отсутствие конкретных целей и задач рекламной кампании.
- Несопоставимость целей и задач рекламной кампании с целями маркетинговой деятельности, а также корпоративной стратегии.
- Отсутствие информации о целевом потребителе и источниках получения им информации (каналы доступа к потребителю).
- Отсутствие обратной связи с потребителем.
- Ошибки сегментации.
- Низкая квалификация сотрудников, отвечающих за рекламу, а также сотрудников рекламных агентств.
- Отсутствие систематизации и последовательности при проведении рекламных акций.
Способы повысить эффективность рекламы
(секреты управления эффективность рекламы):
- Поручить разработку и размещение рекламы профессионалам.
- Изменить текущую рекламу. Нельзя дойти до новой цели идя старой дорогой! Полностью отказаться от концепции имеющейся рекламы и придумать что-то совершенно новое. Доверить разработку рекламы новым людям (новым сотрудникам или новому рекламному агентству). Изменить форму и содержание рекламы, цветовую гамму и пр.).
- Смотреть как делают все (например, модули в прессе) и делать наоборот (вместо прямоугольной рекламы – круглую или квадратную, на цветных страницах – черно белые макеты и т.п.).
- Тестировать придуманную рекламу если не в фокус группах, то хотя бы на друзьях – знакомых из целевой группы (на людях из группы, на которую рассчитана реклама).
Критериальное уравнение эффективности рекламы
(с) Единая служба Объявлений
www.eso-online.ru