Глава 4. Телевизионная реклама, спонсорство и телеторговля (телемагазины).
Перевод Института проблем информационного права ( www.medialaw.ru ) Статья 10.
1. Телевизионная реклама и телемагазины должны быть легко распознаваемы в качестве таковых и должны однозначно отграничиваться от других частей программы визуальными и/или акустическими средствами (с помощью зрения и/или слуха).
2. Передаваемые отдельно рекламные ролики и телемагазины являются исключением из общего правила.
3. При создании телевизионной рекламы и телемагазинов не разрешается использовать технические ухищрения, воздействующие на подсознание.
4. Скрытая реклама и телеторговля запрещается.
Статья 11.
1. Телевизионная реклама и телемагазины могут размещаться между передачами. При соблюдении условий, указанных в параграфах 2-5 настоящей Статьи, телевизионная реклама и телемагазины могут размещаться во всех текущих передачах, при условии, что они не нарушают их внутреннюю целостность и не умаляют их значение - при этом следует учитывать естественные паузы в программе, а также продолжительность и жанр программы – и при условии, что не ущемляются права владельца программы.
2. В передачах, состоящих из самостоятельных блоков, либо в спортивных передачах и передачах об аналогично структурированных событиях, а также в передачах, имеющих паузы, реклама и телемагазины могут размещаться лишь между отдельными блоками или в паузах.
3. Такие аудиовизуальные произведения как художественные фильмы и телефильмы (за исключением сериалов, развлекательных передач и документальных фильмов) могут прерываться рекламой или телемагазинами 1 раз в течение 45 минутного вещательного отрезка, если отведенное им в программе время превышает 45 минут. Следующее прерывание допускается, если отведенное данной передаче время как минимум на 20 минут превышает один или несколько 45 минутных отрезков.
4. Если рекламой или телемагазином прерываются передачи, отличные от обозначенных в параграфе 2 настоящей Статьи, то между двумя рекламными или телеторговыми сообщениями, следующими одна за другой, должно пройти не менее 20 минут.
5. Не разрешается прерывать рекламой и телемагазинами трансляцию богослужений. Не разрешается также прерывать рекламой и телемагазинами выпуски новостей, информационные программы об актуальных событиях, документальные фильмы, передачи религиозного содержания и детские передачи, которым в программе отведено менее 30 минут. Если их продолжительность составляет 30 или более минут, то к ним применяются положения предыдущих параграфов.
Статья 12.
Телевизионная реклама и телемагазины не должны:
а) ущемлять человеческое достоинство;
б) содержать дискриминацию по расовым, половым и национальным признакам;
в) ущемлять религиозные или политические убеждения;
г) поощрять поведение, которое может нанести вред здоровью или безопасности;
д) поощрять поведение, которое может нанести вред окружающей среде.
Статья 13.
Любая форма рекламы сигарет и других табачных изделий и телеторговля ими запрещается.
Статья 14.
1. Телевизионная реклама лекарств и медицинских процедур, которые на территории страны-участника, под юрисдикцией которого находится телевещатель, могут быть назначены только по предписанию врача, запрещена.
2. Телеторговля лекарственными изделиями, оборот которых регулируется Директивой Совета № 65/65/ЕЕС от 26 января 1965 г. «О сближении законодательных положений, правил и административных мер в отношении лекарственных препаратов», а равно как и телеторговля медицинскими методиками лечения, запрещена.
Статья 15.
Телевизионная реклама алкогольных напитков и телеторговля ими должны отвечать следующим требованиям:
а) они не должны быть специально адресованы несовершеннолетним и, в особенности, не показывать несовершеннолетних за употреблением этих напитков;
б) в них не должна фигурировать связь между употреблением алкоголя и улучшением физического состояния, а также между употреблением алкоголя и вождением автотранспорта;
в) они не должны создавать впечатления, что употребление алкоголя способствует социальному или сексуальному успеху;
г) они не должны создавать впечатление о терапевтическом, стимулирующем, успокоительном или снимающем конфликтное состояние воздействии алкоголя;
д) они не должны способствовать чрезмерному употреблению алкогольных напитков либо изображать в негативном свете отказ или воздержание от алкоголя;
е) высокий процент содержания алкоголя в напитках не должен выделяться как их положительное качество.
Статья 16.
1. Телевизионная реклама не должна наносить физического или морального ущерба несовершеннолетним, и поэтому она должна отвечать следующим требованиям по защите несовершеннолетних:
а) она не должна обращаться к несовершеннолетним с призывами приобрести товары или услуги, используя их неопытность и доверчивость;
б) она не должна непосредственно склонять несовершеннолетних к тому, чтобы они побуждали родителей или третьих лиц к приобретению рекламируемых товаров или услуг;
в) она не должна использовать особое доверие, которое несовершеннолетние испытывают к родителям, учителям или другим людям;
г) она не должна показывать несовершеннолетних, без особых на то причин, в опасных ситуациях.
2. На телемагазины распространяются положения параграфа 1 настоящей Статьи, и, помимо этого, она не должна склонять несовершеннолетних к заключению договоров купли-продажи или аренды товаров или услуг.
Статья 17.
1. Телепрограммы, создаваемые при участии спонсоров, должны отвечать следующим требованиям:
а) содержание и место в эфире спонсируемой передачи никоим образом не должны подвергаться воздействию со стороны спонсора таким образом, чтобы при этом затрагивались редакционная независимость и ответственность телевещателя в отношении своих передач;
б) они должны быть четко обозначены в качестве таковых путем включения наименования и/или фирменного знака спонсора в начале и/или конце программы;
в) они не должны побуждать к приобретению или аренде изделий или к пользованию услугами спонсора или третьего лица путем специфических, способствующих сбыту указаний на эти изделия или услуги.
2. Спонсорами телепрограмм не могут быть компании, чья основная деятельность состоит в производстве или распространении сигарет и иной табачной продукции.
3. При спонсировании телепрограмм компаниями, основная деятельность которых состоит в производстве или распространении медицинских товаров и услуг, допустимо указание наименования или товарного знака этой компании, но реклама отдельных медицинских товаров или услуг возможна лишь с разрешения страны-участника, чья юрисдикция распространяется на соответствующего телевещателя.
4. Спонсирование передач новостей и политических информационных программ запрещено.
Статья 18.
1. Время, выделяемое для телемагазинов и всех видов телевизионной рекламы, за исключением телеторговых блоков, установленных Статьей 18а, не должно превышать 20 % от общего ежесуточного вещательного времени. Время, выделяемое для рекламных блоков не должно превышать 15% от общего ежесуточного вещательного времени.
2. Продолжительность рекламы и телемагазина не должны превышать 20% каждого часа вещания .
3. Для обеспечения настоящей Статьи, в понятие рекламы не включаются:
- объявления, сделанные самим телевещателем по поводу транслируемых им программ и производных от них;
- социальная реклама и реклама благотворительных организаций транслируются безвозмездно.
Статья 18а.
1. Продолжительность телемагазинов, транслируемыех на каналах, не предназначенных исключительно для телеторговли, должна составлять не менее 15 минут.
2. Количество таких блоков в течение одного дня не может быть больше восьми. Их общая продолжительность не должна превышать трех часов в день. Они должны быть четко идентифицируемы в качестве таковых с помощью визуальных и акустических средств.
Статья 19.
Главы 1, 2, 4, 5, 6, 6а и 7 должны применяться с необходимыми изменениями в отношении специализированных каналов телеторговли. Реклама на таких каналах должна укладываться во временные рамки согласно параграфу 1 Статьи 18. Параграф 2 Статьи 18 в данном случае не применяется.
Статья 19а.
Главы 1, 2, 4, 5, 6, 6а и 7 должны применяться с необходимыми изменениями в отношении каналов саморекламы. Все другие формы рекламы должны регулироваться согласно положениям параграфов 1 и 2 Статьи 18. Это обеспечение должно быть отражено в отчете, составляемом в соответствии со Статьей 26.
Статья 20.
Без предубеждения по отношению к Статье 3, страны-участники, могут в соответствии с законодательством ЕС, закреплять иные условия, нежели в параграфах 2-5 Статьи 11 и Статьях 18 и 18а в отношении телепрограмм, которые предназначены исключительно для внутреннего вещания и которые не могут быть получены непосредственно или косвенно населением других стран-участников.