Определение:
Торговые марки или торговые знаки, как следует из названия, предназначены для того, чтобы отличать одну торговую компанию от другой. Однако, в законодательстве РФ понятие торговой марки или торгового знака отсутствует. Это обусловлено тем, что законодательство РФ использует более общее понятие знак обслуживания (для обозначения услуг) наряду с понятием товарный знак (для обозначения товаров), а торговля является только одним из видов разнообразных коммерческих услуг. В Законе РФ "О товарных знаках...", кроме названия и первой статьи слова "знак обслуживания" опускают, называя товарными знаками не только собственно товарные знаки, но и знаки обслуживания. Таким образом, понятия товарный знак и торговая марка (торговый знак) следует признать равнозначными с точки зрения закона. В бизнесе же понятия торговая марка и торговый знак достаточно часто употребляются, что может приводить к недоразумениям при регистрации прав собственности.
Используемые при регистрации торгового знака термины: См. Юридический словарь авторского права.
Зачем регистрировать товарный знак:
В настоящее время, с появлением все большего числа новых компаний, роль интеллектуальной собственности повысилась, это обусловлено, прежде всего, стремлением каждой фирмы индивидуализировать себя и ту продукцию, которую она производит или те услуги, которые она оказывает. В повседневной жизни именно такие объекты интеллектуальной собственности, как торговая марка, логотип, бренд, слоган, эмблема, зарекомендовали себя, как зарегистрированные в установленном порядке обозначения. С юридической точки зрения эти понятия попадают под термин «Товарный знак».
Во-первых, вы будете уверены, что под данным товарным знаком, можете работать только вы и юридически все права будут закреплены за вами.
Во-вторых, зарегистрированный товарный знак является промышленной собственностью и им можно распоряжаться, так же как и любой другой собственностью: продать, уступив права, передать в пользование по лицензионному договору или вложить в уставный капитал, тем самым увеличить капитализацию.
Зарегистрированный знак – залог того, что вы можете спокойно заниматься развитием бренда без опасения, вкладывая в него деньги, время и усилия.
В качестве торговых марок (торговых знаков) могут быть зарегистрированы:
словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании. Например,
Coca-Cola |
это словесное обозначение (чаще всего – это название Вашей компании, Вашего сайта и / или производимых ею товаров и услуг), |
|
это - изобразительное (слово "Coca-Cola" не подлежит правовой охране) или комбинированное (слово "Coca-Cola" подлежит самостоятельной правовой охране) обозначение (чаще всего – это логотип Вашей компании со слоганом или без и т.д.). |
Редким обозначением торговой марки (торгового знака) является объемное обозначение (яркий пример – форма бутылки "Coca-Cola"). К еще более редким обозначениям торговой марки (торгового знака) можно причислить звуковые (мелодии), световые и движущиеся обозначения.
Регистрация торговой марки (торгового знака) осуществляется не "в принципе", а в определенных классах товаров и услуг, определяемых по Международному классификатору товаров и услуг (МКТУ) . Так, например, если Вы производите настольные лампы и зарегистрировали торговую марку (торговый знак) "Светлый путь" в соответствующем классе, то другая компания, оказывающая, например, образовательные услуги, без проблем зарегистрирует точно такую же торговую марку (торговый знак) "Светлый путь", но уже в своем классе.
Где регистрируется товарный знак:
Регистрацию торговых марок (торговых знаков), договоров уступки и лицензионных договоров на торговые марки (торговые знаки) осуществляет федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности – Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам,- Федеральный Институт Промышленной Собственности (ФИПС, Роспатент г. Москва).
Сроки регистрации товарного знака:
Общее время регистрации торговой марки (торгового знака) составляет от 1 до 2 лет. Возможна ускоренная регистрация торговой марки (торгового знака) в течение 7 месяцев с даты заключения договора на проведение ускоренной экспертизы. Суть ускоренной регистрации состоит в заключении дополнительного договора с ФИПС "на оказание услуг по срочной проверке заявленного обозначения по заявке на регистрацию товарного знака, знака обслуживания" и уплате официально установленных увеличенных размеров тарифов Роспатента (ФИПС) . Если же Вы регистрируете торговую марку (торговый знак) через Патентного поверенного, то для него ускоренная регистрация – это работа в более быстром темпе (невозможность отложить делопроизводство по Вашему знаку "на завтра"), что также несколько дороже.
Стоимость регистрации товарного знака:
За каждое юридически значимое действие Роспатентом (ФИПС) взимаются государственные пошлины и тарифы в установленных размерах. Общая сумма пошлин и тарифов варьируется от 18,5 до 30-40 тыс. руб. при обычной регистрации товарного знака (за 1-2 года) и от 30,5 до 70-100 тыс. руб. при ускоренной регистрации товарного знака (примерно 7 месяцев с даты заключения договора на проведение ускоренной экспертизы).
Срок действия регистрации товарного знака:
Каждые 10 лет после регистрации торговой марки (торгового знака) необходимо не забывать продлевать действие регистрации на очередной срок.
Какие обозначения не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака:
Существует ряд серьезных ограничений, которые направлены на предупреждение ситуации введения потребителя в заблуждение относительно качества, категории, функции, приобретаемого им товара, а так же сократить возможность недобросовестного использования товарного знака другими субъектами. Так Закон «О товарных знаках…» закрепляет положения о том, что не подлежат регистрации следующие типы обозначений:
1. Без согласия этого лица или его наследника нельзя использовать фамилию, имя, псевдоним или произведенное от них обозначение, а так же портрет и факсимиле известных людей.
2.Являющихся общепринятыми символами и терминами. Вы не сможете зарегистрировать «НИИ», «ЦБ», «ЛДПР», в том числе «лат.» .
3. Характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, значение, ценность, а также на время, способ производства или сбыта. Нельзя зарегистрировать обозначение «Фрукты» в качестве товарного знака для категории фруктов.
4. Наименование организации, предприятий отраслей. Нельзя назвать продукт «Цветная металлургия», а так же слова и выражения, характерные для конкретных областей науки и техники. Например, названия «Полиэтилен» или «Хлопок».
5. Представляющее собой государственные гербы, флаги и другие государственные эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, их гербы, флаги и другие эмблемы, официальные, контрольные. Гарантийные и приборные клейма, печати, награды, и другие знаки отличия, или сходных с ними до степени смешения обозначений. Так нельзя назвать свою марку «ООН», «ВТО» и другие.
6. Являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. Таким образом, при отсутствии документа подтверждающего первоклассность вашего продукта, невозможно зарегистрировать названия «Лучший», «Самый первый», «Супер». Так же невозможна регистрация обозначения «Аромат Венеции», если ваше предприятие не зарегистрировано на территории этой страны.
7. Противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. Например, слова непристойного содержания – «Дурак», «Идиот»; призывы антигуманного характера – «Пошел ты…».
8. Словесные обозначения, орфография которых нарушена – «Малако», «Ноч».
9. Тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах. К примеру, обозначения – «Лувр», «Биг Бен».
10. Товарными знаками других лиц заявленными на регистрацию ранее. Так, например – «SONY», «Яndex», «Intel», «Ford», «Microsoft».
11. Тождественные фамилии, имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету и факсимиле известного на дату подачи заявки лица без согласия этого лица или его наследника. Нельзя зарегистрировать «Пушкин», «Михалков» и другие.
12. Тождественные названию известного в российской Федерации на дату подачи заявки произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту без согласия обладателя авторского права или его правопреемника, если права на эти произведения возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака, т.е. вы не сможете зарегистрировать словесные обозначения – «Фандорин», «Чацкий» и другие.
Товарный знак в уставном капитале:
Товарный знак при вкладе его в уставный капитал подлежит обязательной оценке. Перечень случаев обязательной оценки определен статьей 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Вкладывая товарный знак в уставный капитал, вы получаете полезность его стоимости в денежном выражении. В тоже время, данные действия обеспечат значительный по размерам уставной капитал без отвлечения денежных средств с последующей ее амортизацией и постепенным замещением ее реальными денежными средствами. При этом амортизационные отчисления остаются в распоряжении предприятия, включаются в себестоимость продукции и не облагаются налогом на прибыль. Так же, в последующем, товарный знак можно использовать в качестве залога наравне с другим имуществом предприятия при получении кредитов.
Патентные поверенные:
Для повышения качества взаимодействия с Роспатентом (ФИПС) по вопросам регистрации торговых марок (торговых знаков), а также в иных целях, законодательство РФ предусматривает специальную категорию юристов – Патентные поверенные.
Ответственность за незаконное использование товарного знака:
После регистрации торговой марки (торгового знака) в установленном порядке, защита от недобросовестных действий конкурентов в отношении торговой марки (торгового знака) осуществляется его владельцем, в частности, путем обращения с иском в арбитражный суд, а также в органы МВД (при наличии состава преступления, предусмотренного ст.180 ч.1 УК РФ). В соответствии с ФЗ «О товарных знаках …» предусмотрено положение о том, что «Никто не может использовать охраняемый в РФ товарный знак без разрешения его правообладателя». Нарушение исключительных прав владельца товарного знака влечет за собой гражданскую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской федерации.
Часть 2 ст.180 Уголовного Кодекса РФ указывает: «Незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб,- наказывается штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года».
С точки зрения защиты прав можно потребовать прекратить нарушение или взыскать причиненные убытки, а также удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемого знака или сходного с ним до степени смешения обозначения либо уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок в случае невозможности удаления с них незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, за исключением случаев обращения этих контрафактных товаров, этикеток, упаковок в случае невозможности удаления с них незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, за исключением случаев обращения этих контрафактных товаров, этикеток, упаковок в доход государства или их передачи правообладателю по его заявлению в счет возмещения убытков ими в целях их последующего уничтожения.
Правообладатель товарного знака вправе требовать от лица, незаконно использующего товарный знак, выплаты определяемой судом денежной компенсации в размере от 100 000 до 5 000 000 рублей.
Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» закрепляет следующее:
Незаконное использование чужого товарного знака – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака; на должностных лиц – от 100 до 200 МРОТ с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака; на юридических лиц – от 300 до 400 МРОТ с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака.
Уголовный Кодекс РФ предусматривает следующие меры ответственности:
Незаконное использование чужого товарного знака, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, - наказывается штрафом в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет.
Если вы обнаружили, что ваш товарный знак незаконно используют – первое. Необходимо попытаться урегулировать сложившуюся ситуацию в досудебном порядке. Составить письмо – претензию в адрес нарушителя, указав на то, что ваш товарный знак зарегистрирован, и они обязаны прекратить использование знака в самые короткие сроки. Если же урегулирование сложившейся ситуации мирным путем невозможно, то необходимо обратиться с иском в Арбитражный Суд по месту нахождения нарушителя. Именно суд в таком случае будет устанавливать меру ответственности.