Сразу два не связанных друг с другом формальными обстоятельствами ареста журналистов по обвинению в шантаже и вымогательстве взятки могли бы подтолкнуть общественность к новым обвинениям в адрес режима. Зажим свободы слова, запугивание, преследование тех, кто занимается расследованием злоупотреблений власть имущих… Среди либеральной публики обвинять в этом режим принято. И в каком-то смысле обвинять его в этом правильно, поскольку свободу слова зажимают, журналистов запугивают, тех, кто имеет, что заявить по поводу злоупотреблений власть имущих, преследуют.
Но, говоря по справедливости, не стоит в каждом таком случае становиться в позу обличителя гонителей честной журналистики. Ни в коем случае не рассматривая конкретные обвинения против конкретных лиц, признаем, что само по себе выдвижение такого рода обвинений никакого удивления не вызывает. В том числе и среди журналистов.
Другое дело, что такая замечательная практика требует полного взаимопонимания производителя «услуги» и его клиента – если его нет, то эту практику легко превратить в уголовное дело. Что и происходит все чаще и чаще.
Не скажем, что явление носит всеобщий характер. Однако даже если бы оно касалась, скажем, одной десятой изданий и публикаций, то уже привело бы к необратимой дегенерации всей отрасли. Мы же пока имеем дело, скорее, с обратной пропорцией. А значит, с серьезным обесценением основного актива, которым обладает любое средство массовой информации – достоверности его сообщений.
Распространение такой практики было, по-видимому, неизбежно. Этому способствовали и экономическое положение СМИ, и особенности ведения бизнеса. Впрочем, сказать, что это объяснялось именно национальными особенностями эпохи первоначального накопления, было бы несправедливо. Так же несправедливо, как и утверждать, что все одним миром мазаны, и мировая пресса так же продажна, как российская. Достаточно взглянуть на очень серьезные превентивные механизмы, встроенные в работу западных редакций (например, жесткий административный запрет на взаимодействие рекламщиков и журналистов), чтобы понять, что проблема, условно говоря, «заказухи» в разных формах там осознается и – с другой стороны – блокируется.
Рост рекламных бюджетов СМИ и «обеление» их отчетности приводит к тому, что цены на размещение скрытой рекламы или, напротив, на блокирование невыгодных публикаций быстро растут, и, надо полагать, клиентам становится все менее выгодно прибегать к услугам журналистов и пиарщиков «специфического рода». Вот красноречивое признание в собственном блоге одного оператора, совмещающего эту деятельность с высокопатриотической пропагандой:
(В данном случае не имеется в виду, что такой деятельностью занимаются только люди с одной стороны баррикад. Вовсе наоборот – с обеих. Просто искреннее признание прозвучало именно оттуда.)
Однако ожидать быстрого улучшения положения дел все же не приходится. Во-первых,
Это нечто прямо противоположное принятой пока в России схеме устройства редакции. Во-вторых, отличить действия властей, вызванные «политической целесообразностью», от здорового преследования жуликов на практике невозможно, а значит, мотивация сотрудников СМИ, вызванная страхом уголовного преследования, слишком замутнена. В-третьих, разрушенная репутация СМИ как отрасли и при удачных раскладах может быть восстановлена лишь со временем. А пока придется относиться к уголовному преследованию журналистов с большой осторожностью, воздерживаясь от поспешных выводов.
Источник: «Газета.Ru»