Конвенция Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предусматривает, в частности, постепенный (в течение пяти лет) запрет любой рекламы, стимулирования продажи и спонсорства табачных изделий. В течение года изменятся предупредительные надписи на упаковке сигарет: предупреждение о вреде табака должно будет занимать 30% основной маркированной поверхности (сегодня они составляет не более 10%).
Ограничения коснутся и продаж табачных изделий: депутаты планируют запретить продавать сигареты в уличных киосках, купить их можно будет только в супермаркетах, цитирует замглавы комитета Госдумы по охране здоровья Николая Герасименко РИА «Новости». Кроме того, планируется также повысить цены на сигареты за счет увеличения стоимости акцизных марок, а также снизить стандарты содержания смол и никотина в сигаретах.
Напомним, 2 апреля Госдума уже запретила рекламу алкоголя и табака на транспорте, а 1 апреля было внесено предложение полностью запретить рекламу табака. Разработчики этого проекта предлагают с 1 июля 2009 года вообще полностью запретить рекламу табачных изделий и сопутствующих им товаров за исключением мест их продажи. Также законопроект запрещает бесплатную раздачу образцов табачных изделий в рекламных или иных целях, проведение рекламных акций в местах, в которых не допускается розничная продажа табачных изделий и сопутствующих товаров.
Эта борьба с курением должна стать частью национальной стратегии по борьбе с курением – ее правительство может принять уже в этом году, считает глава думского комитета по охране здоровья Ольга Борзова. По ее словам, эта стратегия, разрабатываемая Минздравсоцразвития совместно с законодателями, будет иметь план организационно-правовых мероприятий – систем мер и правил, по которым будут реализовываться требования рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табакокурением, передает РИА «Новости».
Российские табачные производители в целом поддерживают присоединение России к Рамочной конвенции ВОЗ. «Аффилированные компании Philip Morris International (PMI) в России рассматривают конвенцию как важный шаг по направлению к всестороннему и эффективному регулированию табачной отрасли и поддерживают присоединение к ней России», – сообщила пресс-служба Philip Morris. От присоединения России к конвенции компания ждет эффективного регулирования табачной отрасли. По словам Алексея Кима, директора департамента по корпоративным вопросам PMI в России, «такое регулирование должно предусматривать прозрачные правила, обязательные для всех участников отрасли, тем самым обеспечивая стабильную среду для ведения нашего бизнеса в дальнейшем».
Другие эксперты отмечают рамочный характер конвенции. «Рамочная конвенция не является документом прямого действия, а только определяет стратегию государственного регулирования табачной отрасли», – подчеркивается в совместном заявлении Совета по вопросам развития табачной промышленности и ассоциации «Табакпром». При этом проведенный анализ показывает, что большинство требований конвенции уже содержится в федеральных законах России, отмечают в «Табакпроме»: так, акцизные ставки с 2008-го по 2010 год предусматривают ежегодные темпы роста акцизов на табачную продукцию в среднем на 20%, что значительно выше инфляции. Закон «О рекламе» существенно ограничивает рекламу табачных изделий (например, запрещена наружная реклама, реклама на телевидении и радио).
Наталья Ищенко
Источник: www.gazeta.ru