Одними из первых на кризисную обстановку в стране отреагировали печатные СМИ. Закрылась общественно-политическая газета "Московский корреспондент". "Российская газета" сократила часть сотрудников в своих региональных корпунктах. Неблагоприятная ситуация сказалась и на глянцевых изданиях, пик упадка которых, по прогнозам экспертов, должен прийтись на начало следующего года, когда рекламные службы издательских домов подписывают договоры на рекламное сотрудничество.
Уже сейчас закрыто несколько известных глянцевых изданий. Так, ИД Forward Media Group объявил о закрытии журналов Car и Empire, которые были запущены всего год назад и не смогли показать высоких финансовых показателей. ИД "Видео Интернешнл-Пресс ВИ" выпустил декабрьский, последний, номер журнала "Тренд". По словам руководителя проекта "Тренд" Марины Пановой, издание уже закрыто. "Мы выпустили последний номер, — сказала она РБК daily. — Первый номер 2009 года уже не выйдет". Кроме того, глянцевое издание премиального сегмента планирует закрыть и ИД "Коммерсантъ", руководство которого длительное время опровергало информацию о сокращении штата. Примечательно, что журнал "Автопилот", над целесообразностью продолжения деятельности которого сейчас раздумывает менеджмент ИД "Коммерсантъ", закрытые "Тренд" и Car располагаются в одном сегменте. Их целевую аудиторию составляют мужчины с достатком выше среднего.
Если раньше аналитики и участники рынка сходились во мнении, что в условиях кризиса наименьший удар придется на интернет- и B2B-издания, то сейчас можно наблюдать рецессию и в этих областях. Недавно "Проф-Медиа" объявила о закрытии журнала CFO Russia и сокращении штата ИД B2B Media на 15%. Генеральный директор B2B Media Вилен Новосартов отметил, что закрытие CFO Russia обусловлено тем, что издание не достигло целевых показателей, которые были поставлены в прошлом году. Неподтвержденные финансовые ожидания связаны с тем, что у журнала небольшая целевая аудитория, которая не смогла обеспечить ему доход. Г-н Новосартов пояснил, что в ближайшее время ИД B2B Media не планирует закрытия других проектов. "Работая в развивающейся компании, мы остро чувствуем ситуацию, которая сложилась на рынке, — сказал он. — В нашем пакете есть издания, которые точно останутся в следующем году, например "Индустрия рекламы", "Финансовый директор", проект Executive.ru. Что касается остальных проектов — сейчас мы занимаемся их моделированием".
Онлайн-ресурс akado.com тоже переживает не самые лучшие времена. По словам сотрудников интернет-сайта, с 1 декабря их попросили не приходить на работу. Руководитель пресс-службы "Акадо-Столица" Дмитрий Захаров сообщил РБК daily, что в ближайшее время закрытие ресурса не планируется, однако сейчас проводится реструктуризация портала. Возможно, некоторые его сотрудники действительно будут уволены. "Сейчас компания работает на максимальное повышение своей эффективности, — говорит он. — Проекты, от которых мы не ожидаем роста выручки в обозримом будущем, будут реструктуризированы и оптимизированы, в частности по числу сотрудников".
Вице-президент ГИПП Евгений Абов полагает, что российский медиабизнес переживет этот кризис и даже окрепнет. "Реклама наиболее чувствительных для печатных СМИ категорий (авто, финансы, банки, страхование, туризм) будет сокращаться, — считает он. — В гораздо более сложной ситуации окажется ТВ, чьи резко падающие бюджеты начнут частично перетекать в печатные и онлайн-СМИ". Кроме того, по мнению эксперта, кризис подстегнет переход традиционных СМИ к новым цифровым форматам. "Часть традиционных СМИ, особенно журнальных, будет закрыта или приостановлена, — говорит г-н Абов. — Главным образом это произойдет в сегменте дорогого глянца и гламура".
Екатерина Громова
Источник: "RBC daily"