Каждый пятый респондент, выражая свой вотум недоверия к СМИ, напротив, уверен в том, что СМИ зачастую преувеличивают последствия кризиса и разжигают страсти на пустом месте. В отличие от 38% россиян, которые недоверчиво относятся к информации об экономическом кризисе в СМИ, 27% наших сограждан удовлетворены ее объективностью. Им вполне достаточно увиденного и услышанного, чтобы разобраться в происходящем. Согласно опросу, чем выше уровень образования россиян, тем чаще они скептически оценивают работу СМИ.
По мнению генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова, на падение доверия к СМИ во многом повлияла переориентация телевидения как основного канала коммуникации из общественно-политического в развлекательный: «Самыми популярными жанрами сейчас стали шоу, сериалы и художественные фильмы, тогда как дискуссии и аналитические программы ушли на второй план или исчезли вовсе. Остались только новости, но они быстро забываются». Главную для себя информацию о работе, зарплате, экономике и перспективах, по его мнению, население получает в своей социальной сети, состоящей из близких друзей, родных и сослуживцев.
Одной из причин, почему население скептически относится к продукции СМИ, является исторически сложившееся недоверие граждан к написанному и чувство, что их все обманывают, предполагает аналитик ИФК «Метрополь» Сергей Васин. «Россияне вообще всегда склонны подозревать худшее, мы — нация пессимистов», — более категоричен в своих оценках Валерий Федоров. Поэтому и отношение к СМИ также испортилось на фоне ухудшения общих ожиданий. «Сегодня у людей выросло недоверие ко всему, что происходит, а СМИ при этом не вносят особой ясности в происходящее», — поясняет РБК daily глава ВЦИОМ. Однако г-н Федоров заметил, что пока можно говорить лишь о тенденции к изменению в умонастроениях людей, они стали более подозрительными и тревожными.
Долгое время само слово «кризис» в нашей стране было нелегитимным, обращает внимание на этот факт руководитель службы мониторинга Фонда защиты гласности Борис Тимошенко. При этом падение доверия к СМИ у населения уже не вызывает удивления у экспертов. «Большая часть российских СМИ уже давно взяла курс не на информирование населения, а на развлечение и пропаганду», — считает г-н Тимошенко. По его мнению, степень доверия наших соотечественников к средствам массовой информации в ближайшее время продолжит падать.
АЛЕКСАНДР КЛЕНИН
Источник: rbcdaily.ru