"Поддержи сборную", стань "гусем"

25 июня 2008

Флэшмобы в Сети, как известно, великая сила. Принцип "сделай сам и передай дальше" работает как нельзя лучше – в Интернете значительно проще, чем в жизни оповестить о чем-то важном или неважном сразу сотню, пару сотен, а то и тысячу – пару тысяч человек. Силу флэшмобов признают, как известно, даже представители правоохранительных органов. Сравнительно недавно главный научный сотрудник ВНИИ МВД России Игорь Сундиев заявил, что флэшмобы порой могут представлять серьезную общественную опасность, особенно если используются криминальными или околокриминальными элементами (так, например, на акции скинхедов участники часто собираются путем именно сетевых флэшмобов). Бывают флэшмобы и такие, против которых сложно что-то возразить. Например, когда посредством "передай дальше" оперативно распространяется информация о необходимости срочной помощи или пропавших людях. Здесь сетевое движение обретает очевидную смысловую нагрузку. Бывают флэшмобы и декларативные. Например, в "Живом Журнале" (LiveJournal, ЖЖ) путем подобных акций, размещения одновременно во многих журналах одинаковых записей или баннеров, пользователи выражают свой протест или поддержку какой-нибудь акции, действий властей и так далее, и тому подобное.

Накануне же игры сборной России со сборной Испании в полуфинале чемпионата Европы по футболу мы стали свидетелями нового флэшмоба – на сей раз он затронул интернет-мессенджеры (ICQ, QIP, Миранда). Пользователи стали рассылать друг другу послания с призывом поставить статус "Гусь" и тем самым выразить свою поддержку футбольной команде. Призыв стандартного содержания был следующим: "Поставь статус "Гусь" (желтый гусь) и поддержи нашу сборную и Гуса Хиддинка".

Лирическое отступление для несведущих: во всех Интернет-мессенджерах пользователям предлагается на выбор ряд разнообразных значков, обозначающих его статус/состояние. Например, зеленый цветочек в "аське" – онлайн, пользователь виден всем и готов к общению. Зеленый цветочек с буквами n/a (not available) стандартно означает, что пользователь отошел от компьютера. В старых версиях мессенджеров набор значков был минимален (семь значков – online, away, n/a, dnd – do not disturb, occupied, privacy, offline), в новых же появились дополнительные комплекты – пивные кружки, наушники, злые рожицы, сердца и многие другие. В том числе и пресловутый желтый утенок, такой милый и стандартно ассоциирующийся с водными процедурами. После того, как пользователь выбирает для себя значок статуса, именно с ним он отражается в контакт-листах своих друзей и коллег.

И вот, в результате флэшмоба, массовой рассылки от одного пользователя к другому призыва поддержать сборную, контакт-листы множества "асек" разукрасились целыми утино-гусиными выводками, символизирующими, что пользователи живут одной мыслью – мыслью о футболе (то, что внезапно этой игрой увлеклись даже те, кто считал футбол недостойным развлечением "одиннадцати мужиков", к делу, разумеется, не имеет отношения). Избавлены от лицезрения желтых водоплавающих оказались счастливые пользователи "олдскульных" версий, которые не отображают значки состояния новых вариаций. И гуси (равно как и пивные кружки и прочая, и прочая, и прочая) этим пользователям не видны. Все остальные же должны либо радоваться, либо страдать, либо включаться во флэшмоб и помечать свой статус гусенком (или же все-таки утенком?). А как вариант можно вспомнить старую русскую поговорку. О том, как одного человека заставляли молиться Богу и что из этого вышло.

 


Источник: /Интерфакс/