Проблемы рынка СМИ в условиях кризиса

20 ноября 2008

Нарастающие кризисные явления в экономике проявились и на рынке печатных СМИ. Это наблюдается, прежде всего, в нарушениях в финансовой сфере, затруднениях в получении краткосрочных и долгосрочных кредитов, сбоях в платежах и др.

Нехватка средств вынуждает издателей и распространителей принимать меры по консервации или свертыванию новых проектов, сокращению штатов и затрат. В системе распространения наблюдается консервация и закрытие торговых объектов, в издательской сфере — сокращение полосности и периодичности выхода в свет изданий. В 2009 году на рынке прогнозируется уменьшение рекламных оборотов в СМИ на 20-30% и падение продаж на 10-20%. В этих условиях издатели закономерно выдвигают требования о необходимости обеспечения на рынке равных условий по платежам для всех без исключения издательских домов.

На прошедшей 13 ноября с.г. в Мэрии VIII московской конференции медиаотрасли во многих выступлениях неоднократно подчеркивалось, что любые формы предоплаты или платежей до завершения сроков реализации являются антирыночным механизмом. На XV Международном семинаре АРПП, который состоялся в октябре с.г., по этой проблеме также высказывалась однозначная точка зрения о недопустимости осуществления предоплаты на рынке СМИ. Отмечалось и то, что подобная практика противоречит международным правилам, принятым Distripress.

По поступающей информации, сети магазинов самообслуживания не только против сокращения сроков оплаты за продукцию и, тем более, предоплаты, но и настаивают на удлинении сроков расчетов по проданным тиражам до 90-120 банковских дней. В результате во все большей степени основная масса издателей де-факто субсидирует подобные «предоплатные» издания, к числу которых относятся еженедельник «Семь Дней», журнал «Караван Историй» и др. Всего несколько десятков наименований. По мнению ведущих издателей, в условиях нарастающих кризисных явлений необходимо решительно отказаться от практики предоплаты, исключить из распространения такого рода антирыночные проекты.

АРПП призывает медиасообщество к взаимопониманию по данной проблеме и отказу от требований, преференций или особых условий платежей на рынке в ущерб другим коллегам по отрасли.

Источник: Пресс-служба АРПП