Во вторник столичное правительство обсудило меры по освобождению отдельных исторических территорий города от наружной рекламы. Планировалось утвердить полностью свободные от «наружки» объекты, а также порядок и сроки вывода рекламных конструкций. Как сообщил председатель комитета рекламы, информации и оформления города Владимир Макаров, такими территориями станут зоны, включенные в список культурного наследия ЮНЕСКО. Площади вокруг ансамбля Московского Кремля планируется освободить от рекламных конструкций до конца 2008 года, из Новодевичьего монастыря реклама должна исчезнуть к 1 июня 2009 года, а к 1 декабря ее не должно остаться и вокруг музея-заповедника Коломенское. Кроме того, в ходе заседания мэр Юрий Лужков предложил добавить к освобождаемым в первую очередь зонам и территории вокруг храмов и уникальных исторических ансамблей.
Так, мэрии предстоит разорвать 284 действующих договора аренды самых дорогих рекламных мест только вокруг Кремля (срок остальных 619 договоров истекает до конца года). В досудебном, а если понадобится, то и в судебном порядке будет решаться вопрос с рекламой, расположенной на объектах, находящихся в федеральной и частной собственности. Как отметил Владимир Макаров, «все критикуемые сегодня рекламные конструкции установлены законно», поэтому за находящиеся в долгосрочной аренде места будет выделена «компенсация – рекламные места в других районах».
Глава Москомрекламы добавил, что после того как «будет отработан соответствующий механизм», убирать рекламу будут и из других исторических мест столицы. «Неправильно будет сразу «забивать» 150 разных зон, с других исторических мест рекламу мы также будет убирать, но не сразу», – пояснил он. Кроме того, сообщил Макаров, при ремонте исторические здания и памятники архитектуры будут закрываться исключительно сеткой с изображением их фасадов, а не рекламой, как это было принято до сих пор.
По мнению зампреда Мосгордумы Андрея Метельского, нельзя создавать прецедент «административного права»: лучше оставить рекламу на месте до истечения срока аренды. «Как бизнес социально ответственен перед городом, так и город должен выполнять свои обязанности перед бизнесом, – заявил он. – Если уж мы выдали разрешения, надо дождаться окончания срока, чтобы договора были исполнены, и вложения предпринимателей не пропали». Кроме того, считает Метельский, Москва не может развиваться без рекламы, приносящей серьезный доход бюджету и «украшающей» город.
А, по мнению председателя рекламной гильдии при столичной торгово-промышленной палате Ирины Матусяк, в результате предлагаемых мер могут исчезнуть красивые остановочные павильоны, тумбы, туалетные кабинки и прочая уличная мебель, а реклама все равно останется – в витринах магазинов, на специальных киосках и «зонтиках» у кафе. «Уличная мебель функциональна, социально полезна и высокотехнологична, – заявила она. – И мы готовы украсить ею город. Охранной можно сделать зону в 100 метрах от памятника, а дальше – разрешить негромоздкие высокотехнологичные конструкции».
А там, где «можно потерпеть», надо дождаться окончания договора и уже после этого запрещать использовать это место как рекламное. Принимать решение о том, что «реально мешает», и где «можно потерпеть», будет специально созданная комиссия под руководством заместителя мэра Валерия Виноградова. «У нас уже есть опыт работы комиссии по точечной застройке, – заявил Юрий Лужков. – Комиссия работает эффективно и принимает обоснованные решения».
Судя по тому, что в отличие от осаждаемой гражданами комиссии по точечной застройке, работе комиссии по рекламе никто особо мешать не будет, эта работа будет еще более эффективной, и уж точно менее скандальной. Разве что в роли инициативной группы выступит Москомнаследие, уверенное, что правовых оснований для освобождения исторического наследия от рекламы достаточно и без дополнительных разбирательств.
«Все, что установлено на памятниках – незаконно, – заявил он. – До сих пор выдаются разрешения на установку рекламных конструкций на объекты культурного наследия, хотя еще с 2002 года действует закон, разрешающий на территории памятников только ту деятельность, которая необходима для их содержания и не приносит им вреда. Установка рекламы – отдельная хозяйственная деятельность, и она наносит памятникам вред». По словам Шевчука, власти города должны применять меры к нарушителям, тем более что рычаги воздействия у них есть. Так, за ненадлежащее обращение с памятниками истории и архитектуры штрафные санкции для юридических лиц составляют от 500 тыс. до 1 млн рублей, напомнил Шевчук.
Однако, как заявил он, до сих пор «прогресса в этой области не наблюдается». Например, несмотря на решение столичных властей сокращать количество рекламных перетяжек, только за последний год над главной улицей Москвы – Тверской – их стало в три раза больше. А в результате недавних проверок на Пятницкой улице выяснилось, что ни одна из размещенных на находящихся здесь объектах культурного наследия рекламных конструкций не была согласована должным образом, а 5 из 10 повешенных на Пятницкой улице перетяжек вообще оказались закрепленными на памятниках.
Варвара Петренко
Источник: www.rbcdaily.ru