Решается судьба рекламы, расположенной в исторических местах

16 апреля 2008

Во вторник столичное правительство обсудило меры по освобождению отдельных исторических территорий города от наружной рекламы. Планировалось утвердить полностью свободные от «наружки» объекты, а также порядок и сроки вывода рекламных конструкций. Как сообщил председатель комитета рекламы, информации и оформления города Владимир Макаров, такими территориями станут зоны, включенные в список культурного наследия ЮНЕСКО. Площади вокруг ансамбля Московского Кремля планируется освободить от рекламных конструкций до конца 2008 года, из Новодевичьего монастыря реклама должна исчезнуть к 1 июня 2009 года, а к 1 декабря ее не должно остаться и вокруг музея-заповедника Коломенское. Кроме того, в ходе заседания мэр Юрий Лужков предложил добавить к освобождаемым в первую очередь зонам и территории вокруг храмов и уникальных исторических ансамблей.

По словам Макарова, договора на установку «наружки» на объектах, принадлежащих городу, будут расторгаться.

Так, мэрии предстоит разорвать 284 действующих договора аренды самых дорогих рекламных мест только вокруг Кремля (срок остальных 619 договоров истекает до конца года). В досудебном, а если понадобится, то и в судебном порядке будет решаться вопрос с рекламой, расположенной на объектах, находящихся в федеральной и частной собственности. Как отметил Владимир Макаров, «все критикуемые сегодня рекламные конструкции установлены законно», поэтому за находящиеся в долгосрочной аренде места будет выделена «компенсация – рекламные места в других районах».

Глава Москомрекламы добавил, что после того как «будет отработан соответствующий механизм», убирать рекламу будут и из других исторических мест столицы. «Неправильно будет сразу «забивать» 150 разных зон, с других исторических мест рекламу мы также будет убирать, но не сразу», – пояснил он. Кроме того, сообщил Макаров, при ремонте исторические здания и памятники архитектуры будут закрываться исключительно сеткой с изображением их фасадов, а не рекламой, как это было принято до сих пор.

Впрочем, сразу вслед за предложениями Москомрекламы последовала и критика.

По мнению зампреда Мосгордумы Андрея Метельского, нельзя создавать прецедент «административного права»: лучше оставить рекламу на месте до истечения срока аренды. «Как бизнес социально ответственен перед городом, так и город должен выполнять свои обязанности перед бизнесом, – заявил он. – Если уж мы выдали разрешения, надо дождаться окончания срока, чтобы договора были исполнены, и вложения предпринимателей не пропали». Кроме того, считает Метельский, Москва не может развиваться без рекламы, приносящей серьезный доход бюджету и «украшающей» город.

А, по мнению председателя рекламной гильдии при столичной торгово-промышленной палате Ирины Матусяк, в результате предлагаемых мер могут исчезнуть красивые остановочные павильоны, тумбы, туалетные кабинки и прочая уличная мебель, а реклама все равно останется – в витринах магазинов, на специальных киосках и «зонтиках» у кафе. «Уличная мебель функциональна, социально полезна и высокотехнологична, – заявила она. – И мы готовы украсить ею город. Охранной можно сделать зону в 100 метрах от памятника, а дальше – разрешить негромоздкие высокотехнологичные конструкции».

В итоге мэр Юрий Лужков предложил компромисс. По его мнению, убирать до истечения действия договора следует только ту «наружку», которая «реально мешает».

А там, где «можно потерпеть», надо дождаться окончания договора и уже после этого запрещать использовать это место как рекламное. Принимать решение о том, что «реально мешает», и где «можно потерпеть», будет специально созданная комиссия под руководством заместителя мэра Валерия Виноградова. «У нас уже есть опыт работы комиссии по точечной застройке, – заявил Юрий Лужков. – Комиссия работает эффективно и принимает обоснованные решения».

Судя по тому, что в отличие от осаждаемой гражданами комиссии по точечной застройке, работе комиссии по рекламе никто особо мешать не будет, эта работа будет еще более эффективной, и уж точно менее скандальной. Разве что в роли инициативной группы выступит Москомнаследие, уверенное, что правовых оснований для освобождения исторического наследия от рекламы достаточно и без дополнительных разбирательств.

Так, по словам председателя Москомнаследия Валерия Шевчука, юридическим основанием для аннулирования разрешений на «наружку» является нарушение законодательства о рекламе.

«Все, что установлено на памятниках – незаконно, – заявил он. – До сих пор выдаются разрешения на установку рекламных конструкций на объекты культурного наследия, хотя еще с 2002 года действует закон, разрешающий на территории памятников только ту деятельность, которая необходима для их содержания и не приносит им вреда. Установка рекламы – отдельная хозяйственная деятельность, и она наносит памятникам вред». По словам Шевчука, власти города должны применять меры к нарушителям, тем более что рычаги воздействия у них есть. Так, за ненадлежащее обращение с памятниками истории и архитектуры штрафные санкции для юридических лиц составляют от 500 тыс. до 1 млн рублей, напомнил Шевчук.

Однако, как заявил он, до сих пор «прогресса в этой области не наблюдается». Например, несмотря на решение столичных властей сокращать количество рекламных перетяжек, только за последний год над главной улицей Москвы – Тверской – их стало в три раза больше. А в результате недавних проверок на Пятницкой улице выяснилось, что ни одна из размещенных на находящихся здесь объектах культурного наследия рекламных конструкций не была согласована должным образом, а 5 из 10 повешенных на Пятницкой улице перетяжек вообще оказались закрепленными на памятниках.

Варвара Петренко

Источник: www.rbcdaily.ru