Участникам обсуждения были представлены конкретные меры по противодействию продажи пива несовершеннолетним — это акция «Гражданский контроль» и конкурс социального плаката, реализуемые в Челябинске в рамках программы Союза российских пивоваров «Есть 18? Подтверди!».
Участники дискуссии выразили обеспокоенность отсутствием эффективного механизма реализации требований законодательства о запрете продажи пива несовершеннолетним. Основными причинами такой ситуации, по их мнению, являются проблема документального подтверждения возраста покупателя и сравнительно малая ответственность виновных в правонарушении. «По сути, торговое предприятие, продавец которого нарушает закон о запрете на продажу пива несовершеннолетним, в худшем случае заплатит относительно небольшой штраф,— подчеркнула заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Челябинской области Лариса Карелина.— Саму систему такие единичные штрафы изменить не могут». По мнению специалиста, необходимо активнее привлекать к борьбе с нарушениями закона правоохранительные органы.
В то же время, если подход к ликвидации нарушения закона сделать системным и привлечь к контролю за малыми торговыми предприятиями не только органы власти, но и общественность, ситуацию можно изменить. В этом уверен Вячеслав Мамонтов, председатель исполнительного комитета Союза российских пивоваров. «Если по сигналам общественности постоянно проводить контрольные закупки совместно с милицией и прессой, выявляя тех продавцов, которые продают пиво несовершеннолетним, то продажи пива подросткам снизятся,— считает он.— А если журналисты подключатся и начнут показывать те торговые точки, сотрудники которых несут наказание за нарушение закона, это, с одной стороны, укрепит уверенность граждан в эффективности совместного подхода к решению проблемы, а с другой — заставит владельцев розничных предприятий серьезно задуматься о своей репутации».
В то же время продавец, который должен фактически выполнять закон и не продавать пиво несовершеннолетним, на практике не имеет возможности достоверно определить возраст потребителя — в частности, попросить его подтвердить возраст документом. Продавец должен иметь право обратиться к покупателю пива с такой просьбой. И Союз российских пивоваров в ближайшее время инициирует работу над соответствующим законопроектом.
Чтобы повысить сознательность несовершеннолетних, на помощь должна прийти семья, считает Юрий Авдеев, руководитель Центра профилактического сопровождения «Компас». С такой позицией согласны руководители оптовых торговых предприятий. Однако если подросток растет в асоциальной среде, это значит, что удержать от нарушения закона его должно общество — взрослые, которые в момент незаконной продажи находятся рядом. К сознательности взрослых взывают и стикеры «После 18», расклеенные во всех торговых точках, продающих пиво. В идеале, должно стать так, чтобы каждый взрослый чувствовал себя ответственным не только за своих детей, но и за все подрастающее поколение в целом.
Острая дискуссия на тему поиска виноватых, правых и ответственных за контроль запрета продажи пива несовершеннолетним разрешилась общим выводом о том, что наиболее конструктивным будет перейти к конкретным действиям на всех направлениях защиты закона и несовершеннолетних. Так, для вовлечения максимального количества горожан в процесс контроля за мелкорозничными торговыми предприятиями пивовары совместно с дистрибуторами своей продукции проводят акцию «Гражданский контроль». Уже разработан первый пробный плакат для этой акции. Он ярко и наглядно призывает всех принять участие в проекте и, в случаях продажи пива несовершеннолетним, звонить по горячей линии 8-800-333-33-03. Информация о торговых точках, систематически нарушающих закон, будет передаваться в правоохранительные и контролирующие органы и в СМИ.
Торговые предприятия намерены активизировать работу с потребителями в рамках акции «Гражданский контроль». С 20 июня начался конкурс социального плаката, направленного и на привлечение новых участников в борьбе с продажами пива подросткам. Любой желающий может прислать в адрес конкурса plakat@ural.baltika.ru свою работу на тему противодействия нарушениям закона в сфере торговли пивом, получить оценку компетентного жюри и, в случае победы, увидеть свой плакат во всех торговых точках Челябинска.
Источник: www.justmedia.ru