В том, что кризис обязательно отразится на рынке PR-услуг, уверены все участники конференции. Однако мнения ведущих специалистов по связям с общественностью о том, как именно тяжелая финансовая ситуация повлияет на PR-рынок, разошлись. Наиболее пессимистичную точку зрения на развитие событий выразили владельцы агентств Великобритании и Ирландии. По их мнению, в ближайшее время можно будет говорить о снижении роста рынка PR-услуг до 20%. Однако большинство экспертов полагают, что в скором времени на рынке произойдет перераспределение PR-услуг. По их мнению, наибольшее внимание будет уделяться услугам по ведению коммуникаций в условиях кризиса и интернет-коммуникациям.
По мнению управляющего партнера агентства Publicity PR Яна Ханова, в условиях кризиса следует говорить не о сокращении рынка, а скорее о перераспределении бюджетов между конкретными видами PR-услуг. «Выиграют как агентства полного цикла, способные предложить весь спектр пиар-услуг, так и специализированные агентства в области антикризисных коммуникаций и Интернет, — рассуждает эксперт. — По нашим прогнозам, рост российского PR-рынка в 2009 году может составить 25%, в связи с тем что компаниям становится все сложнее позволить себе рекламу и они отдают предпочтение PR, так как стоимость здесь адекватна». Г-н Ханов отмечает, что хорошие перспективы откроются перед агентствами, работающими с клиентами на международном рынке. «В условиях кризиса нам кажется особенно важным объединить PR-усилия с ведущими агентствами Европы и других стран».
Генеральный директор агентства маркетинговых коммуникаций Pro-Vision Communications Владимир Виноградов уверен, что маркетинговые бюджеты компаний будут серьезно пересмотрены и их PR будет усилен. «В 1998 году на подобной волне спроса на PR-услуги наше агентство встало на ноги, — сообщил он. — Тогда опыт показал, что инструментарий PR позволяет на какое-то время, значительно сократив затраты на рекламу, сохранить позиции компании в информационном пространстве». Однако, по мнению г-на Виноградова, массовое реформирование маркетинговых бюджетов начнется чуть позднее. «Сейчас все стараются не делать резких движений,≈— продолжает он. — Тем не менее среди наших клиентов уже четыре компании увеличили бюджеты на PR за счет сокращения затрат на рекламу, другие заявили о том, что не планируют уменьшать объем PR в 2009 году». Г-н Виноградов уверен, что сейчас меняется спрос и на различные PR-инструменты. «То, что нацелено на формирование имиджа в долгосрочной перспективе, уходит на второй план, — считает он. — Компании сосредотачиваются на тех инструментах, которые дают быструю и эффективную отдачу».
ЮЛИЯ ДЕМИНА
Источник: rbcdaily.ru