Агентство Discovery Research Group опубликовало исследование рынка платного телевидения в России за 2007 год. По оценке компании, объем рынка в первом полугодии 2007 года составил около $310–320 млн. По предположениям аналитиков Discovery Research Group, к концу 2007 года показатель объема рынка должен был достичь планки в $650 млн.
К примеру, в 2006 году рынок платного ТВ вырос на $90 млн и достиг $450 млн, а в 2005 году его объем составил $360 млн.
Такая динамика роста рынка объясняется не внутрирыночными, а общеэкономическими причинами. Дело в том, что в последние несколько лет доходы населения росли. Поэтому аудитория смогла позволить себе платить за альтернативу общедоступному телевидению. Кроме того, репертуар федеральных телеканалов от года к году становится все однообразнее – каналы копируют друг у друга форматы, забивают сетку однотипными программами.
Поэтому телезрители столиц и мегаполисов предпочитают приобретать пакеты платного телевидения с нишевыми каналами, которые так или иначе соответствуют их вкусам. С другой стороны, почувствовав интерес зрителей к платному телевидению, операторы кабельных и спутниковых пакетов взялись за развитие своих сетей. Стали улучшаться технологии доставки сигнала, операторы расширили спектр услуг. На сегодняшний день основными сегментами рынка платного ТВ являются кабельное, эфирнокабельное, спутниковое, мобильное или IPTV (Internet Protocol Television – цифровое интерактивное телевидение в сетях передачи данных по протоколу IP). Число абонентов только операторов кабельного ТВ в России в первой половине 2007 года достигло 13,5 млн домохозяйств (а абонентов всего платного ТВ, включая «спутник» и IP, — более 14,5 млн).
По мнению руководителя отдела PR сети АКАДО Александра Щербакова, наиболее перспективный сегмент – это рынок комплексных услуг «Интернет ТВ». «Именно этот рынок будет развиваться наиболее стремительно за счет интереса потребителей именно к платному телевидению», – говорит он. При этом практически все аналитики подтверждают, что показатели, полученные Discovery Research Group, верны. «По данным, которые получились у Discovery Research Group, рынок показал около 100Iоста в 2007 году, – поясняет старший аналитик по телекоммуникациям банка «Тройка Диалог» Евгений Голосной. – Это очень вероятно. Весь телерынок в России в прошлом году вырос приблизительно на 35–409а платное телевидение развивается гораздо быстрее». Эксперт полагает, что главная причина такого стремительного роста заключается в том, что потребитель сейчас начинает ощущать вкус к более разнообразным программам, которые предлагает ему кабельное ТВ. «Если раньше это сдерживалось ограниченной покупательской способностью, то сейчас доходы населения растут и стабилизируются», – говорит он. При этом, как отмечают аналитики, рынок от насыщения еще далек.
Расходятся эксперты лишь в оценке географии распространения платного телевидения. Директор по телеизмерениям TNS Gallup Media Александр Костюк полагает, что вклад Москвы в показатели 2007 года не так уж велик, а повлияли на рост, скорее, другие крупные города. С другой стороны, Голосной придерживается другого мнения. «Рынок развивается в крупных региональных центрах, прежде всего в Москве, – считает эксперт. – В Москве инвестиции достигли пиковых значений по сравнению с остальной Россией. И далее активное развитие сетей кабельного телевидения в мегаполисах превратится в рост в регионах». Эту тенденцию хорошо чувствуют кабельные операторы, активно выходя в провинцию: такие компании, как «Голден Телеком», «Ренова» и «Стрим», сейчас действуют буквально наперегонки.
«Чем меньше абонентов в населенном пункте, тем выше стоимость услуги для конечного абонента, – поясняет Александр Щербаков. – Поэтому приход платного ТВ в небольшие населенные пункты сталкивается с вопросом платежеспособности населения, которая пока невелика».
Однако аналитики настроены оптимистично. Если в этом году приход платного телевидения в регионы вряд ли приобретет массовый характер, то года через три небольшие населенные пункты тоже будут охвачены бумом кабельного ТВ. «Платное ТВ будет довольно быстро проникать в малые города, как это случилось с интернетом, – считает Александр Костюк. – Природа роста этого рынка очень схожа с рынком интернета».
В целом же, по оценкам маркетологов сети АКАДО, в наступившем году рынок платного телевидения должен показать рост от 80=о 100YЭто связано с увеличением платежеспособности потенциальных абонентов и низким проникновением услуги на данный момент. При этом конкуренция в ближайшее время обострится не на уровне технологий, как было ранее, а в стремлении быстро набрать абонентскую базу. Поэтому крупные игроки возьмутся за улучшение телевизионного контента, чтобы привлечь как можно больше подписчиков. По прогнозам Discovery Research Group, уже через год компании начнут «перетягивать» друг у друга абонентов именно за счет контента.
Источник: gazeta.ru