Использование блогов. «Сплог» –спамерский блог:
С бурным развитием блогов эта сфера стала привлекать активное внимание рекламных компаний. По данным специализированных поисковых систем по блогам, количество он-лайн дневников увеличивается в два раза каждые 5 месяцев, каждую новую секунду появляется новый блог. Естественно, что новая быстро развивающаяся область не осталась вне поля зрения спамеров, которые стали активно использовать блоги для своих целей. Уже появился даже специальный термин, обозначающий спамерский блог – «сплог». По данным поисковой системы Technorati, спам-блоги составляют до 9% от общего количества. Компания Umbria приводит менее оптимистические цифры, оценивая количество спам-блогов от 10 до 20% от общего числа всех блогов. Например, порядка 10% всего сетевого спама проходит через блоггерскую сеть Microsoft MSN Spaces. При этом спамерские блоги профессионально оптимизированы, в результате чего в поисковых системах по ключевым фразам занимают самые высокие позиции. Компании активно используют блоги для продвижения своего бренда, для создания имиджа «бизнеса с человеческим лицом». Эксперты прогнозируют, что корпоративные блоги все более будут развиваться в сторону формирования в интернете групп по интересам, которые выведут компании из режима монолога, создадут активную связку "сообщество клиентов-компания". Имиджевая реклама и продвижение продуктов именно в блогосфере становится все более популярной среди компаний.
Существенным толчком для развития рекламы на блогах может стать новый сервис, который вводится со стороны Google. Компания начала бета-тестирование программы, позволяющей размещать контекстную рекламу Google AdSense внутри RSS-фидов. Ранее в небольших размерах трансляцию рекламы через RSS реализовала, например, компания Kanoodle, один из ведущих поставщиков рекламных объявлений в интернете.
Microsoft в свою очередь завлекает блоггеров на собственную площадку MSN Spaces. Компания подписала соглашение с Kanoodle о размещении объявлений в блогах. Партнером программы является также интернет-магазин Amazon. При этом сами блоггеры станут получать проценты от доходов от рекламы, что делает MSN Spaces весьма привлекательным. Microsoft собирается пойти дальше и начать привлекать пользователей к своей поисковой системе MSN. По заявлению Билла Гейтса, корпорация рассматривает варианты, при которых пользователи MSN станут получать часть дохода от рекламы. Пока детали этого нововведения не сообщаются.
Вирусная реклама (Viral Advertising) или вирусный маркетинг:
Все большей популярностью среди интернет-рекламщиков начинает пользоваться так называемая вирусная реклама (Viral Advertising) или вирусный маркетинг. Суть метода, давно принятого в обычном маркетинге, заключается в распространении через интернет материалов такого характера, которые начинают передаваться от пользователя к пользователю, по «сарафанному радио». Вначале в интернете использовались технологии, мало отличающиеся от рассылок спама, единственным отличием было неожиданное содержание посланий, которые пользователи рассылали своим знакомым. При этом вирусной рекламой пользовались в основном малобюджетные компании.
Видеореклама в сети:
Все больше в этой области стали применяться распространяемые через сеть постеры и видео-ролики со смешным, шокирующим и т.д. содержанием. Укрепление сегмента пользователей, имеющих доступ к широкополосному интернету, делает вирусное видео в сети все более популярным. Серьезным импульсом для развития интернет-рекламы становится увеличение числа пользователей с широкополосным доступом к сети. По данным компании Avenue A/Razorfish, количество пользователей в США с широкополосным доступом к интернет превысило отметку в 50%. А это дает новые возможности для развития интерактивной рекламы. Компания прогнозирует бум в сфере размещения видеорекламы в интернете. По данным Computer Industry Almanac, в мире сейчас уже насчитывается около 1 млрд. пользователей услуг широкополосного Интернета, и к 2010 году их количество достигнет 1,8 млрд. По прогнозам компании eMarketer, расходы на видеорекламу в сети к 2007 году вырастут почти в три раза. Так, если в 2005 году рынок онлайновой видеорекламы в США составил около $225 млн., то в 2007 году этот показатель вырастет до $640 млн., а к 2009 году прогнозируется рост до $1,5 млрд.
Интернет реклама со ссылкой на телефон, а не на сайт:
Google в конце 2005 года начала тестирование новой системы, которая позволит интегрировать с интернетом тот сегмент малого бизнеса, который не имеет собственных веб-сайтов. Новая услуга «Click to Call», тестирование которой началось в ноябре 2005 года, позволяет пользователям поисковой системы связаться с рекламодателем, нажав ссылку на странице результатов поиска без необходимости набора номера. Ищущий информацию может кликнуть на иконку телефона, расположенную рядом с баннером, ввести свой номер телефона и кликнуть на кнопку «позвонить бесплатно». Услуга Google вызывает номер рекламодателя и соединяет со звонящим клиентом. По оценкам исследовательской компании Kelsey Group, предоставление пользователям возможности связаться с рекламодателем посредством телефонного звонка в качестве альтернативы посещения его веб-сайта может привести к зарождению рынка, который к 2009 году будет оцениваться в $1,4-4 млрд.
Стратегия управления виртуальными потребителями – management of virtual consumers (MVC):
Стратегия управления виртуальными потребителями (management of virtual consumers) – новый способ интернет-продвижения. Два наиболее близких термина из существовавших – "вирусный маркетинг" и "маркетинг агентов влияния". Задача MVC – создание не существующего в реальном мире персонажа, чьи действия эффективно влияют на целевую аудиторию в сферах, в которых люди при выборе руководствуются в первую очередь советами. Набор инструментов MVC прост. Это персональный сайт фантома, письма, приходящие к членам сообществ от его имени, и его активная деятельность в сообществах – форумах, чатах, досках объявлений. Все эти три элемента фальшивой жизни переплетаются и поддерживают друг друга, транслируя потенциальным потребителям заданное рекламное сообщение.
Для фильма "A.I. Artificial Intelligence" Стивена Спилберга Warner Bros. провела в интернете необычную промо-кампанию, целиком построенную на имитации несуществующей реальности. Идея заключалась в создании действующих сайтов будущего. В ходе кампании, которая предваряла выход ленты, появилось несколько десятков веб-ресурсов футурологических организаций (вроде организации по защите прав роботов) и их никогда не существовавших сотрудников. По заказу Warner Bros. компания Three Mountain. Group, осуществившая эту промо-концепцию, сфабриковала и опубликовала огромное количество самых разнообразных материалов – пресс-релизов, газетных статей, рекламы. Все ресурсы были связаны с виртуальным персонажем Ивеном Ченом, который, что весьма примечательно, не был героем рекламируемого фильма. Путешествуя по сайтам, следовало разгадывать загадки, там спрятанные. Революционная находка кампании – выход виртуального мира за пределы интернета. Людям, продвинувшимся достаточно далеко в решении головоломок и путешествиях по миру будущего, после посещения тех или иных веб-страничек приходили факсы и даже поступали звонки с новой информацией. В результате сайты будущего посетили около 1 млн человек. Энтузиасты создали целое сообщество, куда вошли 1800 наиболее активных участников интерактивной игры. Хотя веб-кампания прошла два года назад, виртуальная игра к фильму "A.I." остается одним из самых ярких примеров нетрадиционного подхода к интернет-рекламе.
Первыми использовать виртуальных персонажей в коммерции стали спамеры, искавшие пути повышения привлекательности своих посланий. Одной из идей были "ошибочные письма" – product placement в электронных посланиях якобы частного характера, приходящих получателям будто бы по ошибке. Идея основана на вере в порочность большинства людей. Человек любопытен, и ему интересно прочесть случайно попавшееся частное письмо. В конце такого "ошибочного" сообщения обычно дружески рекомендуется товар, якобы купленный отправителем: "Приветик! Как делишки??? Я только вернулась из Египта вчера :-) мне понравилось! Только жаль, на пирамиды так и не посмотрела! Ехать 6 часов в одну сторону для того, чтобы на них просто пару часов посмотреть в окружении еще пары тысяч человек. К тому же в Египте чуть ли не каждую неделю разбиваются автобусы с туристами, т. к. ездить местные вообще не умеют, а дорожные знаки и светофоры отсутствуют. Зато все очень громко сигналят 8-). Кстати, ты у меня спрашивала, как я так сильно похудела!!!??? Хоть это и секрет 8-), но ради тебя – держи, вот ссылочка http://... Предлагают ПРИНЦИПИАЛЬНО новый способ похудеть!!!…"
Создание домашней странички стало логичным развитием писем-ошибок; на сайте можно нарисовать более правдоподобный образ виртуального героя, что повышало доверие к содержанию письма. На сайте между строк сообщалась дополнительная информация о продукте или услуге. Страничка начинала работать сама по себе, привлекая посетителей независимо от почтовых рассылок. Последним звеном в системе управления виртуальными потребителями стали фиктивные имена для форумов и чатов. С развитием интернета и возрастанием роли онлайновых сообществ эта работа стала самой важной и эффективной в стратегии MVC.
Алгоритм управления виртуальными потребителями:
1. Сформулируйте основные цели вашей MVC-стратегии (это может быть повышение узнаваемости марки, исправление имиджа, улучшение воспринимаемого качества продукта и т. п.).
2. Определите ключевые виртуальные сообщества, имеющие наибольшее значение для вашей аудитории, и подсчитайте количество необходимых виртуальных персонажей (от двух до десяти).
3. Определите личностные характеристики ваших виртуальных персонажей. Составьте их концептуальное описание. Впоследствии это поможет редакторам поддерживать целостность образа и последовательность его поведения.
4. Наймите внештатных редакторов (из расчета один редактор на три виртуальных персонажа) и распределите между ними работу с ключевыми сообществами.
5. Для трети персонажей создайте домашние страницы, на которых поместите дополнительную информацию о продукте или услуге и фотоиллюстрации героя. Заключите с моделями договор на использование их образа под чужим именем.
6. В случае необходимости поддержите работу на форумах рассылкой писем-ошибок.
7. Контролируйте работу редакторов. От лица персонажа должно размещаться до десяти ключевых сообщений в сутки. Особое внимание обратите на персонажей с домашними страницами – их виртуальная жизнь должна быть наиболее правдоподобной и разнообразной.
8. Подсчитайте число посетителей домашних страниц виртуальных персонажей и ответов на ключевые сообщения. Проведите контент-анализ виртуальных сообществ и проанализируйте изменения. Если возможно, соотнесите показатели с данными продаж. Оцените эффективность кампании.
Off-line реклама в сети интернет:
Растущая популярность сервисов Google Earth, и Windows Live Local, позволяющих наблюдать с высоким разрешением за поверхностью земли со спутников, привела к появлению нестандартных решений. Ресурс RoofShout предлагает размещать рекламу на крышах зданий, которая будет видна пользователям интернета. Правда, пока что эта идея не стала популярной. Предложение о продаже, выставленное на eBay, получило всего три отклика.
Реклама в онлайн-играх:
Рост популярности рекламы в онлайн-играх прогнозируется уже давно. Очередная рекламная кампания, проводимая на виртуальных улицах проекта "Территория", подтверждает эти тенденции. Здесь появились баннеры сайта www.napiknik.ru, принадлежащего производителю товаров для шашлыков и барбекю. Napiknik.ru посвящён активному отдыху и пикникам. Несмотря на нестандартное расположение (на улицах виртуальных городов), баннер выполняет свои традиционные функции и переносит игроков на сайт, где, по информации организаторов, побывало уже около трети "жителей" "Территории". От рекламного решения ожидают высокой отдачи: год назад СTR аналогичной кампании Forester составил впечатляющие 4,6%. Представители "Территории" отмечают, что для столь высокого результата нужна реклама продукции, реально интересной аудитории проекта.
Product placement в онлайновой игре:
Куда лучше всего поместить рекламу хостинг-провайдеру? Похоже, популярной площадкой для product placement становятся онлайновые игры. Очередной пример – фирма "Мастерхост", заключившая соответствующее соглашение с разработчиком и издателем игр "Веб Интерактив Ворлд". Анонсированный компаниями проект предусматривает создание в рамках игры Wizards World "Города мастеров", в котором будут предлагаться артефакты (оружие, подарки и т.п.) с символикой "Мастерхост", а также устраиваться регулярные турниры под ее эгидой. Для привлечения пользователей разработаны "уникальные возможности для ремесленников", которых нет в других городах Wizards World. "Мастерхост" – не первый поставщик хостинговых услуг, использующий product placement в упомянутой игре.
Спам:
На Западе борьба со спамом ведётся не менее активно и не более успешно, чем в России. Как показывают результаты исследования, проведённого компанией MessageLabs, в ответ на разработку новых способов борьбы с нежелательными рассылками, европейские и американские рекламодатели всё чаще спамят по sms, на интернет-пейджеры, а также захламляют сообщениями форумы и социальные сети. Особенно же страдают от непрошенных ссылок онлайновые дневники. В отчёте отмечается, что новая угроза может превратить блоги и системы мгновенных сообщений, в столь же плохо работающие сервисы, как e-mail без антиспамовой защиты. Судя по тому, что такой спам становится всё более популярным, он – увы – работает.
Принадлежащий компании Agava портал рассылок Maillist.ru предложил новую рекламную услугу – цивилизованную адресную рассылку. Рассылка проводится только по пользователям, пожелавшим подписаться на "получение избранных материалов и специальных предложений" той или иной тематики. Ещё больше сузить круг получателей рекламы можно, указав желаемый возраст получателей, место проживания, уровень дохода. Аналогичный сервис Subscribe.ru обойдется рекламодателю от 3 до 8,5 центов за письмо; "нецивилизованный" же спам по нескольким миллионам адресов можно заказать за несколько тысяч рублей. Впрочем, это уже вопросы эффективности (понятно, что спам вызовет меньший отклик на количество разосланных писем, чем адресная рассылка) и имиджа (большая часть пользователей и рекламодателей считает спам неэтичным способом продвижения).
Сайты-сообщества:
MixMarket - первая продукто-ориентированная партнерская сеть в рунете. Создатель проекта - компания AdLabs. Партнерская сеть это online система, являющаяся посредником между продавцами и партнерами, которая регулирует все взаимоотношения сторон, в том числе предоставляет независимую финансовую статистику. Продукто-ориентированная сеть - в нашей сети в центре взаимоотношений между продавцами и партнерами находится продукт, а не ссылка. Продавцы экспортируют свои товары в XML, партнеры подбирают себе нужные категории товаров, размещают их у себя на сайте и получают комиссию за каждый клик. При такой схеме рекламодатели получают узко таргетированный, хорошо конвертируемый в продажи трафик.
"Бегун. Гиперконтекст":
Компания "Бегун" объявила о создании нового формата контекстной рекламы. "Гиперконтекст" представляет собой подсказку с рекламным объявлением, которое всплывает при наведении курсора на ссылку в тексте страницы. Щелкая по объявлению или гиперссылке, пользователь автоматически переходит на сайт рекламодателя. "Гиперконтекст" может применяться совместно с технологией "Автоконтекст".
Трехмерная реклама:
Информационно-сервисная система Realgrad.ru, базирующаяся в Уральском федеральном округе, привлекает посетителей передовой формой подачи изображения. Информация на этом портале представлена в виде панорам виртуальной реальности 360VR, позволяющих "оглядеть" пространство вокруг себя. К примеру, на Realgrad.ru можно разместить ролики выставленных на продажу объектов недвижимости, презентации ресторанов и кафе, или трехмерные каталоги товаров. Система создана на основе бизнес-решения от компании Exact Software Holland: системе порталов e-Synergy, ERP системе Exact-Globe и представления информации в 360 VR формате. В настоящее время Realgrad.ru работает в тестовом режиме.
Рассылка прайс-листов:
Служба "Рассылки@Mail.ru" ввела ряд новых возможностей для своих клиентов. Теперь авторы платных рассылок могут прикреплять к ним файлы (например, прайс-листы) либо прямо из своего интерфейса, либо при вводе через почту, а также просматривать статистику по разным статусам подписчиков за продолжительный период времени. Кроме того, введены скидки на крупные заказы: 25% при единовременном платеже на сумму от $500 до $1000, и 50% - на сумму свыше $1000.
WAP-реклама в Рунете:
По утверждению специалистов агентства Promo Interative, аудитория популярных отечественных WAP-сайтов (wap.mail.ru, wap.mfd.ru, wap.kp.ru, wap.playmobile.ru) не всегда совпадает с аудиторией "традиционного" Интернета. На практике это открывает возможности для создания нового рекламного рынка, чем не преминуло воспользоваться агентство. Течение двух месяцев на указанных сайтах впервые в Рунете проводилась масштабная рекламная акция, посвященная конкурсу мобильной фотографии ФОТОWOW. Ранее реклама на WAP-страничках появлялась редко, несмотря на то, что отклик на WAP-рекламу достаточно высок. Таким образом, прецедент создан, и видимо, день, когда WAP-сайты "запестрят" рекламой уже не за горами. Вопрос в том, как скоро пользователи привыкнут к объявлениями и перестанут обращать на них внимание.
Кросс-реклама:
Реклама через баннерные сети давно не числится среди эффективных способов интернет-рекламы. Поэтому, особенно интересно читать о нестандартных методах использования этого способа продвижения. Всегда есть риск, что коммерческие предложения, размещенные на специализированных сайтах, могут раствориться в общей массе рекламы конкурентов. Для привлечения состоятельной активной аудитории, компания "Возрождение Санкт-Петербурга" разместила баннеры не на специализированном ресурсе, а на сайте турфирмы "Нева". Рекламодатели использовали "метод WB-cross" – идею межотраслевого перекрестного обмена рекламой – для поиска общей аудитории. Специалисты рекламного агентства, придумавшие этот ход, уверяют, что "по первым результатам размещения можно прогнозировать большое количество уникальных кликов". Остается надеяться, что эти клики трансформируются в реальные продажи.
Просроченные домены как инструмент интернет-рекламы:
Довольно необычный механизм онлайновой рекламы предложила калифорнийская фирма Expired Domain Traffic. Идея заключается в том, чтобы перехватывать доменные имена, срок регистрации которых истек и которые оказались невостребованными предыдущими владельцами, и перенаправлять трафик с них на сайты клиентов (естественные, соблюдая тематическое соответствие). Как считают специалисты фирмы, при использовании доменных имен, которые привлекали достаточно интенсивный трафик, подобный подход может быть весьма эффективным. Дополнительным плюсом является то, что на "просроченные" домены пользователи как правило попадают через поисковые системы – то есть вероятность того, что пользователь нажмет нужную ссылку, здесь гораздо выше, чем в случае баннерной рекламы, всплывающих окон, и т.п.
(с) Единая Служба Объявлений
Декабрь 2007 г.