Рекламщики о клиентах могут говорить часами, составляя их классификацию и подробно расписывая каждый подвид. Клиенты для рекламщиков — это предмет для постоянных и неиссякаемых ироничных шуток и возмущений.
Сложно работать с китайцами. Это подтверждают почти все, кто пытался реализовывать какие-нибудь заказы с китайскими компаниями. С той стороны и по-английски говорят плохо, и бизнес-этика для них пустой звук, да и простой логикой ребята по ту сторону Великой стены почему-то иногда оказываются обделены. Даже если посылать им чёткие инженерные чертежи какой-нибудь детали, они постоянно делают что-то не так, не попадают в размеры или в материалы, искажают пропорции и искренне недоумевают, почему эти странные русские раз за разом отвергают их образцы.
Рекламщики, которым неинтересны задачи заказчика — они кажутся им мелкими и ничтожными. Им хочется работать с гигантскими бюджетами и при этом никуда не спешить. Заказчик желает, чтобы ему разработали макет POS-плаката — а агентство предлагает ему сначала сформулировать что-нибудь вроде «общей концепции развития имиджа компании», потом — фирменный стиль, потом — идею рекламной кампании, потом — рекламные образы, потом — воплощение образов, потом — отрисовки, ну, а дальше уже агентству работать становится неинтересно и скучно — тянет к новым горизонтам.
В итоге, завязнув на каком-нибудь очередном этапе согласования «концептуальной концепции концептуализации концепта», заказчик плюёт на потраченные несколько десятков тысяч долларов и несколько месяцев — и силами своих дизайнеров рисует-таки, вожделенный плакат. А агентство ищет другого покупателя на свои гигант-проекты и крайне сетует на то, что в этой стране лилипутов масштабные творческие замыслы никто не ценит.
Заказываешь, например, листовку, согласовываешь цену и сроки, делаешь предоплату — и ожидаешь получить готовый продукт. И только когда сроки уже на носу, вдруг выясняется, что они делают не листовку, а только идею листовки. Хотите текст? Платите дополнительно, нашему копирайтеру тоже хочется кушать. Нужны изображения? Вот такса на услуги фотографа, вот — прайс-лист на работу художника. Нужно сверстать? Верстальщик — за дополнительные деньги. Предпечатная подготовка? Ну, вы поняли… Да, а типографию ищите сами, этим мы не занимаемся.
Рекламисты, гордо именующие себя «креативными», но не способные придумать ни одной свежей идеи. При встрече два часа подробно обрисовываешь ситуацию и задачу, рассказываешь, что ты уже пробовал, что делали конкуренты, потом полдня пишешь и оттачиваешь ТЗ — и отдаёшь им в работу, надеясь, что получишь новую и оригинальную идею для проведения рекламной акции.
Проходит положенный срок — и сияющие эккаунт-менеджеры агентства, подкрепленные солидной делегацией людей с гордыми должностями типа «арт-директор», «креативный директор» или «директор по концептуальным идеям» приходят презентовать свои «свежие» решения. Обольщаться не стоит…
Любящие рекламу как объект искусства. Их не очень интересует, будет ли реклама приносить прибыль заказчику. Главное — это выразить себя в рекламе, свой взгляд на мир, опробовать новую «фишку» — и выиграть какой-нибудь приз на очередном фестивале рекламы.
К сожалению, зачастую реклама как объект искусства — не работает, ещё к большему сожалению, рекламисты не всегда это понимают. Находясь по другую сторону «баррикад», они, как правило, не занимаются прогнозированием доходов, которые должна принести реклама — они лишь осваивают бюджет.
Часто представители таких агентств уверяют заказчика, что, к примеру, ролик нужно снять именно по этому сценарию — такому креативному, глубокому и замечательному. И когда заказчик выбирает что-то более доступное для широкой аудитории и более действенное, они закатывают глаза и долго потом в своей тусовке обсуждают, какой заказчик идиот и какую их классную смелую идею он зарубил.
Но почему-то ни разу ни одно агентство не согласилось получить хотя бы часть своего гонорара в качестве процента от продаж, которые даст их ролик, за эффективность которого они на словах готовы были ручаться головой.
Они обрушиваются на заказчика как цунами, атакуют его своими красочными презентациями и представительными делегациями, обещают сразу всё, причём не очень дорого и очень качественно. Выслушивают задачи, берут тайм-аут на формирование коммерческого предложения — и уходят в астрал, то есть исчезают из поля зрения.
Проходит два-три месяца — и «неуловимые» снова возвращаются на землю — опять добиваются встреч, рассказывают, что у них произошли изменения и перестановки, поменялись учредители и кадры, зато уж теперь! Они! Дадут жару!
Но вновь не дают даже коммерческого предложения — выслушав очередные задачи, снова куда-то исчезают на полгода — видимо, советоваться с астралом.
Общение с такими агентствами всегда начинается со звонка агента заказчику. Агент на той стороне трубки, как правило, начинает с вопроса о том, не нужен ли заказчику какой-либо тип рекламных услуг. А после, воодушевлённый, что его сразу же не отправили в далёкое пешее путешествие, немедленно предлагает встретиться и обсудить возможное сотрудничество.
После того, как такому звонящему объясняешь, что встреча — это мероприятие долгое и что гораздо предпочтительнее объясниться по телефону, нежели тратить всё своё рабочее время на бессмысленные встречи, голос на том конце телефонного провода несколько скисает. Окончательно же его добивает вопрос о том, чем представляемое им агентство лучше остальных.
Этот тип можно разделить условно на два подтипа «Друзья-халявщики» и «Друзья-профи». Объединяют их такие признаки, как умение наладить неформальное общение, через пять минут разговора перейти на «ты» и получить с вас обещание сделать с ними пару-тройку проектов.
«Друзья-халявщики» подстерегают своих клиентов на тусовках и в общих компаниях, но при этом так и не переросли уровень фрилансера. За бокалом вина на мероприятии, посвященном открытию нового автосалона, они расскажут вам о своих прекрасных проектах, но на деле (читай — на трезвую голову)….
«Друзья-профи» опытны, циничны и понимают, какую пользу оказывает неформальное общение с заказчиком. Они безупречно милы при знакомстве, ненавязчивы в дальнейшем общении, визитку оставляют только в самом конце общения со словами «Ой, прости, чуть не забыл». Удочки расставляют грамотно — клев со стороны заказчика — 99,9YО том, что они профи, вы узнаете, посмотрев смету проекта (лучше заранее присесть).
Они настолько профессиональны, что определяют ваши бюджеты на глаз — как рентгеновским аппаратом. Смета будет превышать ваше верхнее допустимое значение на 759из которых 25:удут предусмотрительно заложены «на торг». Если сторгуете не эти 25сверху», а 50р то вы и сам профи. Про сам процесс торга вы потом, утерев пот со лба, про себя скажете «так вот вы какие, стрессовые переговоры». Но переплачивать будете по-любому.
Достаточно широко распространенный на рынке тип. Отличные презентации, отлаженные бизнес-процессы, обязательно какое-нибудь ноу-хау, применяемое ими эксклюзивно на рынке. Вымуштрованные сотрудники в костюмах с профессиональными улыбками на лицах, шикарный офис, громкие имена в портфолио. Соответствующий прайс-лист. Очень гордятся своим именем и репутацией.
Собственно, именно по этой причине порой бывают довольно легко манипулируемы. Достаточно поставить вопрос как «Мы ожидали, что вы профессионалы, а вы (сделали плохую презентацию, сорвали сроки, «зарядили» смету — нужное подчеркнуть), как подрядчик мгновенно идет на значительные уступки.
Сотрудники повидали многое, весьма вежливы и, что главное, стрессоустойчивы. Брифы на четырех страницах. Хорошо работают под давлением, причем по нарастающей давления улучшаются результаты. В общем, при грамотном подходе могут оказаться не так дороги, как кажется, притом, что эффективность работы при должном прессинге начинает нарастать экспоненциально. Расслабляться, впрочем, тоже не стоит. Начинают лениться и плохо работать. Кроме того, всегда есть риск, что начнут продавать вам ваши же собственные идеи — будьте внимательны.
Источник: advir.ru