AIR (Average Issue Readership) – в прессе - усредненное количество читателей одного номера издания. Может быть выражено в абсолютном значении (тыс. чел.) или в процентах от населения.
Coverage – в прессе - охват целевой группы для публикации или для рекламной компании. Количество человек (выраженное в тысячах или в Gт целевой группы), видевших публикацию хотя бы 1 раз.
CPT Cover (cost per thousand Cover) – в прессе - стоимость охвата тысячи человек из целевой группы, рассчитывается как для отдельной публикации, так и для рекламной кампании. Расчет:
CPT Cover =Total Cost / Cover ('000).
OTS (opportunity to see) – в прессе - количество контактов с рекламой, выраженное в тысячах контактов. В некоторых системах называется Gross Impressions. Расчет: OTS = Cover ('000) * Frequency.
Rating – в прессе - усредненное количество читателей одного номера издания. Может быть выражено в абсолютном значении (тыс. чел.) или в процентах от населения.
Аббревиатура инициальная – сокращение, образованное из начальных букв сочетаемых слов.
Абзац – самая мелкая структурно-композиционная единица текста, графически обозначаемая в наборе абзацным отступом, обратным абзацным отступом или неполной концевой строкой.
Авантитул – первая страница издания, расположенная перед титульным листом и содержащая обычно издательскую марку, эпиграф, посвящение, надзаголовочные данные, выходные данные.
Автор – лицо, создавшее произведение науки, литературы, искусства.
Авторский знак – условное обозначение фамилии автора или заглавия издания.
Авторский лист – единица измерения объема литературного или любого другого произведения, принятая для учета труда авторов, переводчиков, редакторов, корректоров и др., равная (в России) 40 000 печатных знаков, 700 строкам стихотворного текста или 3 000 см2 иллюстративного материала. Объем а.л. принято считать равным 22 страницам машинописного текста на русском языке при условии емкости страницы 1 800 знаков. Печатными знаками считаются буквы, знаки препинания, цифры, различные символы, а также пробельные расстояния между словами. В случаях компьютерного набора текста объем в авторских листах определяется самой программой при условии выключки строк.
Авторское право - исключительное право на воспроизведение, публикацию и продажу содержания и формы литературного, музыкального или художественного произведения. Распространяется и на рекламные идеи и разработки. Нарушение авторских прав карается законом.
Антрефиле - маленькая статья или заметка в газете. Используется для передачи информации о фирме, выставке, ярмарке и т. п. Обычно не имеет ни заголовка, ни подписи.
Газета - периодическое газетное издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу. Обычно газета издается в виде больших листов (полос).
Газетная реклама - распространение рекламного послания через публикацию в газете. Газетная реклама характеризуется:
- гибкостью;
- своевременностью;
- хорошим охватом местного рынка;
- широким признанием;
- высоким доверием читательской аудитории.
Городская газета - по законодательству РФ - газета, издающаяся и распространяющаяся на территории города, за исключением городских газет, издающихся в административных центрах субъектов РФ, в том числе городах федерального значения.
Дайджест - периодическое издание, перепечатывающее материалы из других изданий, приспосабливая их к интересам и образовательному уровню широкой аудитории.
Договор подписки - в РФ - договор купли-продажи периодических печатных изданий, предполагаемых к выпуску в течение определенного периода времени.
Единица измерения модульной рекламы – часть полосы (1/2, 1/3, 1/4 и т.д.), квадратный сантиметр, модуль (условно принятая площадь определенного размера).
Единица измерения (подсчета) текста объявления – знак, слово, строка, объявление целиком. Каждое СМИ выбирает удобную для него единицу измерения (правила подсчета), указывается в прайс-листах.
Журнал - периодическое издание с высоким качеством печати и бумаги:
- содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам;
- литературно-художественные произведения;
- имеющее постоянную рубрикацию;
- официально утвержденное в качестве журнального издания. Журнал может иметь приложения.
Журнальная реклама - распространение рекламного послания через публикацию в журнале. Журнальная реклама характеризуется:
- высокой географической и демографической избирательностью;
- длительностью существования,
- высоким качеством воспроизведения,
- значительным числом вторичных" читателей.
Загон – не вошедший в периодическое издание текст, оставленный для следующего номера.
Заказные публикации – оплаченная публикация материалов под видом редакционных статей, мнения редакции, общественного мнения.
Издатель – владелец рекламной площадки в прессе.
Издательство - предприятие, осуществляющие подготовку, производство и выпуск книжной и другой печатной продукции (документов).
Именная статья – материал, написанный известным человеком для того или иного издания, с целью повышения престижа публикации и доверия читателей к ней, хотя именные статьи, как правило, только подписывается знаменитостью, а составляются или редактируется PR-отделом.
Инверсия – 1.«выворотка»; текст, набранный белыми буквами на черном фоне. 2. Переворачивание. Перестановка слов в предложении для усиления смысловой значимости «выносимого вперед» слова.
Интервью в СМИ - предназначенная для печати, радио, телевидения беседа в форме вопросов и ответов корреспондента с государственным или общественным деятелем по вопросам, представляющим общественный интерес.
Книжная реклама - разновидность рекламы в прессе, предполагающая размещение рекламных объявлений в модных изданиях и книжных новинках.
Контакт рекламный – возможность для конкретного потребителя увидеть или услышать рекламу.
Красная строка – строка, выключенная по центральной оси полосы или колонки.
Курсив – начертание шрифта, где буквы несколько наклонены вправо.
Масс-медиа – Средства Массовой Информации, доставляющие рекламное сообщение обширной целевой аудитории (телевидение, радио, пресса, носители наружной рекламы и т.д.)
Медиаисследования - исследования различных характеристик средств массовой информации (СМИ) и размещаемой в них рекламы.
Медиаплан (Media plan) – документ, который включат в себя отбор носителей рекламы, для доведения рекламного сообщения до целевых рынков, а так же содержит информацию о том, какие именно носители нужно закупать, сколько денег вкладывать в каждый из них, график размещения рекламы и способы публикации.
Медиапланирование (Media planning) - процедура составления оптимального плана размещения рекламы в СМИ на основе маркетинговых данных и медиаисследований.
Медиарынок - район охвата аудитории средствами массовой информации, принадлежащими той или иной компании.
Модуль – графическая реклама определенного размера, для публикации в прессе.
Модульная реклама – вид рекламы в печатных изданиях определенного размера, продающийся в зависимости от площади.
Мониторинг/анализ прессы – постоянное изучение прессы на предмет активности конкурентов и самого клиента, обзор рынка. Позволяет оперативно и своевременно реагировать на текущую ситуацию, получать максимальную информацию о конкурентах.
Ньюсмейкер (Newsmaker) – человек, чья деятельность в центре общественного внимания и вызывает устойчивый интерес со стороны СМИ.
Объявление – текстовая («малая») форма рекламы, включающая в себя объявления в печатных изданиях, бегущую строку на телевидении и в транспорте...
Опрос населения - это практический метод измерения аудитории, представляющий из себя обращения с вопросами к населению в целом или к определенной группе людей для получения как фактической информации (смотрел/не смотрел, читал/не читал), так и субъективной - мнений, оценок, предпочтений и др.
Островная реклама - расположение рекламы в средствах массовой информации, когда рядом нет рекламы конкурентов. Такое размещение считается очень благоприятным.
Охват "четыре плюс" - идеология рекламной кампании, предусматривающая четырех- (и более) кратное повторение рекламы. Экспериментально установлено, что реклама начинает давать результат не ранее ее четырехкратного повторения.
Паспарту – конструктивный элемент издания в виде листа плотной бумаги или тонкого картона, на который наклеивают иллюстрационный материал, иногда оформлено тиснением.
Периодическое издание - сериальное издание, выходящее:
- через определенные промежутки времени;
- постоянным для каждого года числом номеров (выпусков);
- не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными и/или датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие.
Периодическое печатное издание - по законодательству РФ - газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Подрубрика – рубрика, входящая как подчиненная в более крупную рубрику.
Полоса – страница печатного издания (газеты, журнала и т.д.).
Предисловие – помещаемая в начале издания сопроводительная статья, в которой поясняются цели и особенности содержания и построения произведения.
Прессовый опрос - вид заочного анкетного опроса посредством публикации анкет в периодической печати.
Пресс-клипинг – отслеживание и анализ выходящей в СМИ информации.
Проба-media (Media-test) - программное обеспечение для автоматизации планирования рекламных кампаний в СМИ. Позволяет анализировать медиапредпочтения заданных целевых аудиторий, рассчитывать коммуникативную эффективность, оптимизировать кампанию при заданном рекламном бюджете.
Продукция средства массовой информации в РФ - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы.
Разворот – две смежные полосы в печатном издании.
Раздел – крупная рубрика, являющаяся одной из высших ступеней деления основного текста.
Районная газета - по законодательству РФ - газета, издающаяся и распространяющаяся на территории района, за исключением районных газет, издающихся в административных центрах субъектов РФ, в том числе городах федерального значения.
Распространение печатных изданий - по законодательству РФ - прием подписки, обработка заказов на печатные издания, экспедирование, перевозка и доставка печатных изданий.
Редакторская статья – статья, отражающая точку зрения редакции данного издания.
Редакция средства массовой информации - по законодательству РФ - организация, учреждение, предприятие, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она вправе осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность.
Рейтинг - показатель медиапланирования. Обозначает часть целевой аудитории, контактирующую с конкретным медианосителем. Измеряется или количеством людей, или в процентах к общей численности населения.
Реклама в прессе - способ рекламы в газетах, журналах и другой периодической печати. Считается, что реклама в прессе эффективна лишь в том случае, если ее потенциальные потребители интересуются содержанием редакционной части газеты или журнала. В зависимости от вида издания различают газетную и журнальную рекламу.
Свобода печати - личное право человека и политическое право граждан:
- свободно учреждать печатные средства массовой информации;
- свободно издавать и распространять любую печатную продукцию;
запрет цензуры.
Связи с прессой - направление деятельности службы отношений с общественностью, заключающееся:
- в производстве и размещении в СМИ публикаций познавательно-событийного характера;
- в пресс-поддержке различных акций и кампаний;
- в организации пресс-туров;
- в создании информационных поводов с целью привлечения внимания средств информации.
Сериальное издание - издание, выходящее в течение времени, продолжительность которого заранее не установлена. Обычно сериальное издание выходит нумерованными и/или датированными выпусками или томами, имеющими одинаковое заглавие.
Специализированная газета
- систематически освещающая отдельные проблемы общественной жизни, науки, техники культуры и других областей деятельности;
- адресованная определенным категориям читателей.
Специальный газетный выпуск - газетное издание
- подготовленное выездной или общественной редакцией основной газеты для оперативного доведения необходимой информации до читателя;
- имеющее текущий и валовый номера, год, дату издания; и
- выходящее в течение ограниченного срока.
Сплит (split) - разбивка кампании (бюджета / GRP) по тому или иному критерию (сплит по каналам, сплит по месяцам, сплит по неделям, сплит по версиям роликов).
Средства массовой информации – средства распространения информации, характеризующиеся:
1. обращенностью к массовой аудитории;
2. общедоступностью;
3. корпоративным характером производства и распространения информации.
К средствам массовой информации относятся:
- пресса, радио, телевидение;
- кинематограф, звукозаписи и видеозаписи;
- видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели;
- домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи.
Срок публикации – крайний срок подачи объявления или рекламы до ближайшего выхода.
Строчное объявление – вид объявления в печатных изданиях, подразумевает только наличие текста без графических элементов и дизайна.
Таблоид - рассчитанная на широкий круг читателей малоформатная газета, публикующая сенсационные, низкопробные сообщения со множеством иллюстраций.
Тираж – общее количество экземпляров одного и того же издания.
Усредненное количество читателей (Average Issue Readership, AIR) – термин используется при подсчете среднего количества читателей одного номера издания, в абсолютном значении (тыс. чел.) или в процентах от населения, для планирования рекламной кампании. В прессе AIR = рейтингу.
Федеральный реестр городских газет - в РФ - перечень городских газет, издаваемых в РФ, формируемый Правительством РФ и утверждаемый Государственной Думой Федерального Собрания РФ.
Федеральный реестр районных газет - в РФ - перечень районных газет, издаваемых в РФ, формируемый Правительством РФ и утверждаемый Государственной Думой Федерального Собрания РФ.
Финансовая пресса - средства массовой информации, связанные с финансовой информацией.
Формат издания – характеристика для печатной полосы: А2, А3, А4, А5.
Цензура массовой информации - по законодательству РФ - требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.
(С) ООО "Единая Служба Объявлений" 2007 г., www.eso-online.ru